1 2 »

В Ахвахский район входят 13 муниципальных образований, состоящих из 17 сел: Арчо, Анчих, Верхнее-Инхело, Ингердах, Изано, Карата, Кудиябросо, Лологонитль, Местерух, Маштада, Рацитли, Рачабулда, Тадмагитль, Тлибишо, Тлиси, Тукита, Цолода.
За пределами административной границы района, на землях отгонного животноводства расположены еще 8 населенных пунктов: Кирпич-кутан, Индира, Андуз, Казиюрт, Камыш-кутан, Цияб-Цолода, Хариб, Инхело и 4 прикутанных хозяйства селений Арчо, Рачабулда, Тадмагитль и Тлибишо.

Не являясь профессиональным исследователем истории, предлагаю ознакомиться с историческими зарисовками сел Ахвахского района. Буду признателен если вы оставите свои комментарии, замечания или предложения!!!

История Ахвахского района (материал с сайта akhvakh.ru)

История села Анчих

Исаев Ш. По следам предков (ахвахцы) (с сайта welcomedagestan.ru)

Просмотров: 1739 | Добавил: Abdyrahman | Дата: 19.07.2018

В 1886 году в Дагестане была проведена посемейная перепись населения. Согласно данным переписи в Дагестанской области проживало 588.738 чел. Среди них 3961 чел. ахвахцев, проживавших в аулах Изано (412 чел), Кудиябросо (708 чел), Тад-Магитль с Лологонитль (735 чел) Каратинского наибства, и Ратлуб (735 чел), Ратлу-Ахвах (426 чел), Тлянуб (464 чел), Цекоб (481 чел) Тилитль-Гидатлинского наибства.

По следующим ссылкам можно просмотреть:

1. Посемейные списки сельского общества Изано

2. Посемейные списки сельского общества Кудиябросо

3. Посемейные списки сельского общества Тад-Магитль (с Лологонитль)

Просмотров: 1689 | Добавил: Abdyrahman | Дата: 17.07.2018 | Комментарии (27)

В последние годы увеличилось число книг, посвященных истории ахвахцев:

1. Исаев Ш. По следам предков. Хасавюрт, 2005г 

2. Шамхалов М.К. Ахвахцы. Махачкала, 2012г

3. Султанов Б.Г. Мой родной Ахвах. Махачкала, 2013г

Собран значительный материал об истории, культуре, быте ахвахцев. Много интересных, порой неожиданных фактов, можно встретить в них. Так, Шамсудин Исаев пишет, что в 739г во время похода арабского полководца Мервана в Серир (Авария), были разорены и опустошены ахвахские аулы Зано, Асса, Изано, Ашва. Жители Серира, в их числе и ахвахцы были обложены налогами (харадж и джизья).

Еще большим разрушениям подверглись ахвахские аулы во время похода Тимура (Тамерлана) 1395г. "Огнем и мечом пройдясь по андийским землям, отряды Тимура безжалостно расправились и с ахвахцами, отказавшихся подчиниться завоевателям", - пишет Ш.Исаев.

Микаил Шамхалов в книге "Ахвахцы" указывает, ссылаясь на сборник "История Дагестана" (1966г), что имеются письменные источники, подтверждающие пребывание Тимура в Западном Дагестане, в частности, в Ахвахе.

Попробуем проанализировать имеющиеся сведения и ответить на вопрос: борьба ахвахцев против арабов и других завоевателей вымысел или реальность?

Прежде всего обратимся к общим источникам по истории Дагестана. В них нет упоминания об Ахвахе или ахвахских аулах. Они скорее всего входили в состав царства Серир.

Магомедов Р.М. пишет: "В 735г. пост наместника Армении занял Мерван ибн-Мухаммед, один из самых жестоких завоевателей Дагестана. В 739г., через 2 года после разгрома хазар, армия Мервана начала завоевание горного Дагестана. В горах тогда были известны два наиболее крупных княжества - Лакз и Серир". Разаков Р.Ч-М. отмечает: "В Серире главные усилия арабов ушли на захват Хумраджа (вблизи современного Хунзаха). Мерван ибн-Мухаммад подошел к Хумраджу и осадил его.Было предпринято несколько попыток захватить крепость, но все они оказались безуспешными. Они (арабы) провели там всю весну и лето. После длительной осады в конечном итоге был заключен мирный договор. Правитель Серира обязался доставлять в Дербент ежегодно по тысяче голов скота, по 500 юношей и девушек, а также до 100 тыс. пудов зерна". 

Исходя из этих данных можно предположить, что народные предания о борьбе ахвахцев против арабов, имеют под собой основания. Ахвахские аулы, расположенные с западной стороны от столицы Серира Хунзаха (Хумраджа) в нескольких десятках километров, скорее всего подверглись разрушениям во время похода Мервана.

 Немного иначе дело обстоит с предположением о пребывании Тимура (Тамерлана) в Западном Дагестане (в т.ч. Ахвахе). Обратимся опять с источникам. 

В учебнике "История народов Дагестана с древнейших времен до наших дней. – М., 2004.Т.1."  указывается: "Осенью 1395 г. началось планомерное завоевание Северного Кавказа, одного из богатейших улусов Золотой Орды, земель адыгов (черкесов), территории современной Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии. Это был второй этап похода Тимура. Разорив земли Чечни и Ингушетии (область Симсим), Тимур совершил набег в предгорный район горы Аухара".

И вот здесь начинается самое интересное. Исследователи расходятся во мнении, какие земли относились к Аухару.

Чеченские историки считают, что это земли Ауха, заселенные чеченцами-аккинцами (Ш.Б.Ахмадов).

Дагестанские же видят в Аухаре аварские земли: "В источнике говорится о предгорье или подножии горы Avhar, что совершенно точно указывает на территорию Терско-Сулакского междуречья – очевидно нынешний Казбековский, Новолакский и южную часть Хасавюртовского района. Итак очевидно, что данный регион в ХIV в. входил в состав Сарира, а позднее –Аварского нуцальства. В довершение ко всему укажем, что название «Аухар» сам В.Г. Тизенгаузен, понимал как «Авар». Эта позиция была поддержана более поздними исследователями".

И как говорится, там где есть два мнения, почему не быть и третьему (ахвахскому) - М.Шамхалов вполне резонно отмечает, что Аухар очень похож на Ахвах. А может Тимур побывал и в Ахвахе. Правда упоминаемые в источниках аухарские калантары, воевавшие против неверных, не очень вписываются в данное предположение. Скорее всего под Аухаром следует понимать  северную часть Аварии или же север Хунзахского нагорья. 

Категория: История ахвахцев | Просмотров: 858 | Добавил: Abdyrahman | Дата: 27.06.2018 | Комментарии (0)

Если бы древние ахвахцы могли писать, то летописец нам помог бы ответить на этот вопрос: откуда и как произошли ахвахцы? Но, к большому сожалению, письменных источников древней истории ахвахцев, да и остальных дагестанских народностей не имеется. И здесь открывается большой простор для предположений, догадок, сравнений. На помощь приходят предания старины. Местные предания связывают освоение ахвахских территорий с грузинами. В них обычно повествуется о борьбе ахвахцев с грузинами, об изгнании последних и образовании на захваченной территории ахвахских селений и хуторов. Подобные предания записаны в селениях Изано, Кудияб-Росо, Тад-Магитль, Цвакилколо, Ратлуб, Цекоб.

Если верить этим преданиям, праотцом ахвахцев является Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. Говорят, что у него не было никакой религии, и он был самым заблудшим грузином. Подтверждением этого служит название главной ахвахской горы Тахо и имена его потомков: Туручи, Тураали, Тледахан, Бетлан, Бакур, Чамот, Хабир, Гожо. Именами этих людей названы также некоторые местности.

Во времена Тахо (или Туручилава), его сына Тураали или Тледахана у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали в пещерах. У братьев было по 2 сына: у Тураали - Ашва и Аша, а у Тледахана - Изано и Зано. Сын Тураали Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву на солнечной стороне напротив высокой скалы Чета. Временем основания села можно приблизительно считать первый век нашей эры. Село было названо по имени его основателя Ашва. Название современных ахвахцев «Ашвадо» произошло именно от этого имени. И по сей день ахвахцы называют «Инкlа-гьани», на аварском же языке его перевод звучит Кудиябросо. Надо отметить, что со временем это село претерпело очень много изменений, из-за нашествий Мервана, затем войн казикумухских и хунзахских владетелей. Из-за кровавого нашествия войск Тимура, природных катастроф, землетрясений, оползней и других факторов оно изменилось до неузнаваемости. Село было перестроено к востоку, так как это место было удобнее для обороны.

Второй сын Тураали Аша обосновался по левому берегу Аварского Койсу, у восточных подножий горы Тахо. Аша тоже собрал народ из прежних укрытий-пещер и хуторов в единое село, которое тоже было названо по имени основателя. Современное село Ассаб ахвахцы называют Ашадо. Село Ассаб таким образом было основано в тоже время что и Кудияб-Росо. Ассабцы в древности были частью ахвахского общества. И по сей день ахвахцы считают их своими родственниками. Оказавшись в окружении авароязычных сел, ассабцам тоже пришлось перенять их язык. Но, несмотря на это они имеют одинаковое с ахвахцами обычаи, форму одежды и хозяйственные навыки.

В том же первом веке новой эры возникли села, названные именами внуков Тахо, то есть Зано и Изано. Они были основаны сыновьями Тледахана. Один из них Изано выбрал для села место на восточной стороне и собрал туда людей из окрестных пещер и хуторов. Но село не осталось на изначальном месте. Вначале оно было передвинуто к самой скале, а затем вниз к речке. На это повлияло то, что в начальном месте село не смогло выдержать несколько крупных военных столкновений. И по сегодняшний день можно видеть остатки фундаментов на том месте, где изначально село было основано. Но, несмотря на эти изменения, село, осталось на земле, которой владел Изано. Другой брат Зано построил село на Западе ахвахского ущелья с правой стороны горы Тахо. Вполне вероятно, что селений, жители которых говорили на ахвахском языке, в прошлом было больше, чем сохранилось в ХIХ в.

Категория: История ахвахцев | Просмотров: 760 | Добавил: Abdyrahman | Дата: 25.06.2018 | Комментарии (0)

Ахвахцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Соседние аварцы, каратинцы, багулалы и другие называют их садакьилиду, остальным аварцам они известны как "гIахъвалал", "гIахьвалал". Прочие дагестанские народы от аварцев их, как правило, не отличают (Лугуев, 1983. С. 6).

Этимология аварского названия народа «Г1ахьвалал», возможно, означает «общая земля» (гIахьалаб ракь), другим названием может быть «чабаны, пастухи» (гIухьби). В таком случае самоназвание «ашвадо», несомненно, означает «чабаны», «пастухи » (ишвада, ишули). По некоторым преданиям название "ашвадо" произошло от имени Ашва - основателя села Кудиябросо.

Ахвахцы – верующие мусульмане суннитского толка. Численность ахвахцев в Российской Федерации по официальным данным последней переписи (2010г) составляет чуть более 7930 человек. Фактически же число говорящих на ахвахском языке, с учетом всех его носителей - примерно 25 тысяч человек.

ахвахцы

Основная часть ахвахцев проживает на юго-западе Дагестана, занимая восточные отроги Богосского хребта по правым притокам реки Андийское Койсу (селения - Тадмагитль, Лологонитль, Кудияб-росо, Изано, Цвакилколо, Кванкеро Ахвахского района - Цунта Ахвах) и по левым притокам реки Аварское Койсу (селения - Ратлуб, Цекоб, Тлянуб Шамильского района – Ратлу Ахвах).

Часть ахвахцев в 1-ой половине XVIII века расселилась в Закатальском районе Азербайджана и проживает либо смешанно с местным населением (Закатала, Джар и др.), либо отдельно (Ахвах-дере). Их численность составляет более 2 тысяч человек.

Третья часть ахвахцев в советский период осела на Кумыкской плоскости, между реками Терек и Сулак (с. Камышкутан, Казиюрт, Советское) или мигрировала в города Хасавюрт, Кизилюрт, Махачкала, Кизляр, Буйнакск и Каспийск. 

ахвахско-русский словарьАхвахцы, как и другие этнические группы Западного Дагестана на протяжении многих веков сумели сохранить свой язык, присущие только ей бытовые черты развития, которые отражены в материальной культуре, праздниках, обычаях, нравах. В быту, в семье, в сельском обществе они говорят на родном ахвахском языке. Ахвахский язык относится к андо-цезской подгруппе нахско-дагестанской группы, которая входит в иберийско-кавказскую семью языков. Выделяют два диалекта: северный (Ахвахский район) и южный (Шамильский район). Южный диалект включает цекобский и тлянубский говоры. Различия не очень значительны, при медленном говоре понимание не вызывает затруднений. 

С 2007 года ахвахцы используют для письма свой ахвахский алфавит, созданный ученым-лингвистом, кандидатом филологических наук Абдулаевой Индирой Ахмедовной. Основой его служит аварский алфавит с добавлением специфических для ахвахского языка согласных букв. Выпущен «Ахвахско – русский словарь», авторами которого являются П.Т. Магомедова и И.А. Абдулаева. 

Категория: История ахвахцев | Просмотров: 1072 | Добавил: Abdyrahman | Дата: 24.06.2018 | Комментарии (0)

1-5 6-6