Лекция на тему "Дагестан в составе Кавказской Албании"Первые письменные упоминания о населении побережья Каспия в античной литературе мы встречаем у известного историка Геродота. Он пишет о каспиях, населявших северо-западное побережье Каспийского моря. Они входили в 11 сатрапию Персидского царя Дария. Очевидно, это был достаточно сильный племенной союз, хотя и просуществовал он недолго. Но на смену ему пришли другие крупные племенные объединения. Образование союзов племен было следствием внутреннего развития кавказских племен, а также необходимости защиты от внешних вторжений. На роль ведущей силы для создания племенных объединений претендовали различные племена, но этой консолидирующей силой стали албаны. Первые письменные упоминания о союзе албанских племен в исторической литературе мы встречаем у античного автора Арриана, описывающего войны Александра Македонского с Персией. В битве при Гавгамелах, одной из решающих битв между македонцами и персами, в 331 г. до н.э. на стороне армии царя Дария был выставлен албанский отряд. Это говорит о существовании между албанцами и персами отношений определенной зависимости. После поражения Ахеменидской империи, албанцы освободились от зависимости от персов, но следы иранского влияния нашли отражение в распространении у некоторой части населения Дагестана зороастризма - религии древнего Ирана. Следующие ценные сведения мы находим у другого античного автора Страбона. Его "География" содержит интересные сведения о составе населения. Он упоминает 26 племен, каждое из которых ранее имело своего царя и свой язык. Это упоминание, очевидно, относится к раннему периоду в истории Албании, когда она представляла собой федеративное племенное объединение и сильная единая государственная власть еще отсутствовала. Правда, автор оговаривает, что ныне один над всеми властвует. Страбон описывает внешний облик населения Албании как высоких, светловолосых, светлоглазых и светлолицых людей. Это описание полностью соответствует тому антропологическому типу, который был распространен на Кавказе в ранние периоды и у ученых-антропологов получил название кавкасионского. Сейчас этот тип представлен в горных районах Дагестана. Позже в Дагестан проник каспийский антропологический тип, который получил здесь широкое распространение и который сильно отличался от прежнего кавкасионского. О языках Албании известий очень мало, но, несомненно, они принадлежали к кавказской языковой семье и были созвучны дагестанским языкам. В пользу этого говорит упоминание известного армянского автора Моисея Хоренского о том, что один из языков Албании - гаргарейский богат горловыми звуками, что созвучно дагестанским языкам. Кроме того, язык современных удин, проживающих в Северном Азербайджане и являющихся потомками албанских племен, принадлежит к лезгинской языковой группе. Большой интерес вызывает вопрос о территории государства. Долгое время в исторической литературе весьма спорной являлась проблема северных границ государства. Сейчас, уже достаточно определенно можно говорить о том, что северная граница проходила по Сарматии, т.е. по северным равнинам Дагестана. Следы проникновения сарматов обнаруживаются во многих районах равнинного Дагестана, в частности, в Таркинском могильнике. Следовательно, большая часть Дагестана входила в состав Албании. Античные авторы упоминают такие племена, входившие в состав Албании как леги, гелы, собственно албаны, удины, анды, дидуры и мн. др. Названия некоторых племен отождествляется с названиями современных народностей Дагестана, например, анды - с андийцами, дидуры с дидойцами и т.д. Большое место в системе доказательств тождественности Албании и Дагестана занимает определение значения термина Албания. По мнению некоторых исследователей, название Албания обозначает, как и Дагестан, горная страна. По сведениям античных авторов, большую часть Албании составляли горы, где проживало воинственное население, осуществлявшее контроль над горными перевалами Большого Кавказского хребта. Таким образом, суммируя все данные, можно выявить географические очертания государства. Северная граница проходила по Сарматии. На юге Албания граничила с государством великая Армения. На востоке - граница шла по побережью Каспийского моря. На западе албаны граничили с грузинскими племенами иберов. Основу экономики албанских племен составляли земледелие и скотоводство. Страбон отмечал благоприятные природные условия Албании. В своей "Географии" он пишет, что все родится там несеянным на невспаханной почве, цитируя слова "Одиссеи". Так же он отмечает, что вся равнина орошается лучше, чем Египетская и Вавилонская - страны с преобладающим развитием земледелия. Страбон отмечает, что население Албании обрабатывало землю деревянным плугом. О земледельческом быте жителей Албании говорят археологические находки в памятниках, обнаруженных в Дагестане и относящихся к этому периоду. Это обуглившиеся зерна пшеницы, ячменя, льна, обнаруженные на Урцекинском городище, а также хорошо сохранившиеся террасы в горных и предгорных районах, находки больших глиняных сосудов для хранения зерна и вина (Тарки, Урцеки и др.). Обращаясь вновь к Страбону, можно найти и сведения, подтверждающие развитие скотоводства в Албании. Он пишет, что здесь и животные, как дикие, так и домашние имеют хороший рост. Богатый остеологический материал могильников Дагестана говорит о разведении в этот период как крупного, так и мелкого рогатого скота, развитом коневодстве. Об этом говорит и упоминание о 22000 коннице албан, что становится возможным при высоком уровне развития коневодства. Другой развитой отраслью хозяйства являлось ремесло, что также нашло отражение, как в письменной литературе, так и в археологических материалах. Развивались как традиционные отрасли ремесла, так и новые. О развитии гончарного дела свидетельствуют многочисленные глиняные сосуды разнообразного назначения. Это и маленькие ритуальные сосуды, изящные кувшины, кухонные горшки, огромные сосуды для хранения сыпучих веществ и жидкостей. Они отличались высоким качеством обжига, совершенством форм, ангобировались. В памятниках первых веков нашей эры была распространена красная и белая ангобированная керамика. Для украшения применялся резной и налепной орнамент. Высокого уровня развития достигла также металлообработка. Албанские мастера изготавливали различные орудия труда, предметы вооружения, ювелирные украшения. Местными ювелирами были изготовлены золотые серьги с небольшими утолщениями на конце, обнаруженные в Таркинском могильнике. Ассортимент изготавливаемых изделий был достаточно разнообразен. Об уровне развития металлообработки говорит вооружение албанской армии. Страбон упоминает, что албанцы сражаются дротиками и луками, имеют панцыри, большие шиты и шлемы из звериной кожи. Албанские мастера изготавливали наконечники копий, стрелы, обоюдоострые кавалерийские мечи, ножи. Из ювелирных украшений в памятниках представлены поясные пряжки, височные привески, бляшки, головные булавки и др. Подробное исследование этих находок позволяет говорить о том, что при их изготовлении использовались такие приемы обработки металла, как литье, ковка и т.д. Также развивалось и ткачество, которое относится к традиционным отраслям ремесла. В Албании изготавливались шерстяные, льняные ткани. Высоких оценок заслужила мягкая ткань, изготавливаемая из верблюжьей шерсти. Применялась окраска тканей, такими натуральными красителями, как марена, кошениль. Новыми отраслями ремесла являлись, производство стекла, рыбьего клея, который славился и за пределами Албании. Центрами ремесленного производства являлись города. По сведениям античного автора Клавдия Птолемея в Албании насчитывалось 29 городов. По мнению археологов, многие из них локализовывались в Дагестане. В частности, один из крупных городов - Албана, по некоторым предположениям располагался на р. Сулак. Известный кавказовед А.К. Бакиханов предполагал, что город Албану можно принять за Дербент. Албана определенное время являлась столицей государства, но затем центр переместился в город Кабалаку, что имело под собой политические обоснования. Албанские города, скорее всего, имели характерную для античности планировку. Об этом можно судить по городищу Урцеки, обнаруженному недалеко от Изберга. Для этого городища характерно наличие цитадели, посада и прилегающей округе, что соответствует планировке античных городов. Сведения античных авторов об албанских городах очень скудны и о внутренней жизни их практически ничего не известно. Несмотря на упоминания Страбона о том, что албаны не имели склонности к торговле, очевидно, что албанские города являлись и торговыми центрами. Об этом говорят обнаруженные в Таркинском, Урцекинском могильниках изделия из разноцветного стекла, полудрагоценных камней, имеющие неместное происхождение. О связях с античным миром свидетельствует находка клада античных монет, обнаруженная в Касумкентском районе. На связи с северным миром указывают находки янтарных украшений, обнаруженные в материалах Таркинского и Урцекинского могильников. В свою очередь, производимые в Албании товары также пользовались спросом за пределами государства. Из Албании вывозились рыба, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Оживление торговых связей, рост городов, а также угроза со стороны кочевников способствовали сближению племен и образованию государственной власти. Политическое устройство государства претерпело определенную эволюцию от федеративного племенного объединения до создания сильной общегосударственной власти в лице наследственного правителя - царя. Иллюстрацией к этому может служить высказывание Страбона о том, что ранее у каждого племени, входившего в состав Албании, был свой царь и свой язык, а сейчас один над всеми властвует. Очевидно, речь идет о первом веке до н.э. Отсутствие у племен единого общегосударственного языка, возможно, говорит о слабых связях между ними. Также наличие у каждого племени своего вождя также говорит о догосударственном уровне развития. Весьма сложными были и социальные отношения. Упоминающиеся Страбоном цари свидетельствуют о существовавшей градации общества. Вторым лицом в государстве являлся жрец. Тот же Страбон свидетельствует, что жрецом служит наиболее уважаемое после царя лицо. Жрецы обладали и земельной собственностью. У Страбона собственность жрецов определялась как священная. Также с уверенностью можно говорить о существовании рабов, источником которых являлась война. Также, видимо, существовало и долговое рабство. Труд рабов использовался на общественных работах, преимущественно на стройках. О существовании других категорий населения известий очень мало. Очевидно, определенной прослойкой общества являлись ремесленники. Существовали и свободные общинники. Развитию государства препятствовали постоянные войны. Албаны участвовали в войнах против Александра Македонского на стороне Ахеменидского Ирана в 4 в. до н.э. В более поздний период население Албании было втянуто в Митридатовы войны против рабовладельческого Рима. Являясь ведущей мировой империей Средиземноморского бассейна, Рим пытался сохранить свое лидерство и контролировать торговые пути и рынки в бассейне Средиземного моря и в Малой Азии. Для этой цели и ради освоения новых пространств римлян совершали неоднократные походы в новые земли, в том числе, и на Кавказ. Соперником Рима выступил царь античного государства Понт Митридат, Соперничество между ними привело к поражению Митридата. Союзником его в противостоянии с Римом выступила Армения. В 69 г. до н.э. войска римского военачальника Лукулла вторглись в Армению, на помощь Армении пришло население Албании. Совместными усилиями удалось отстоять город Тигранокерт. Римские войска направились на город Арташат, известный по греко-римским источникам, как Артаксат. И здесь пришли на помощь албанцы и иберийцы. Война принимала затяжной характер. Вследствие больших потерь Лукулл был отозван в Рим. Руководство римскими войсками было возложено на другого выдающегося полководца - Гнея Помпея. Помпей был известным военачальником и политическим деятелем. Страбон называет количественный состав войска, с которым албаны вступили в борьбу с Помпеем. Он пишет, что они вооружают 60000 пехотинцев и 22000 конных воинов. Помпею было оказано упорное сопротивление. По сведениям Плутарха албанский отряд, численностью до 40 тысяч человек, перейдя реку Куру, напал на римское войско. Известно, что возглавлял этот отряд албанский царь Оройз. Несмотря на то, что победа была на стороне Рима некоторые авторы, в частности, Дион Кассий косвенно признают, что римлянам не удалось полностью покорить албанцев. Сам Помпей чуть не погиб, пытаясь покорить албан. Следствием этих событий явился договор, который Помпей заключил с кавказскими народами. В 37 - 36 гг. н.э. в южные районы Албании вторгся римский военачальник Канидий Красс, но добиться каких - либо серьезных успехов не смог. Зависимость от римлян не продлилась долго. В 50-30-ые г. г. до н.э. Албания освободилась от Рима. В первом веке нашей эры население Албании, совместно с иберами (жители Грузии) вступили в борьбу с сильным Парфянским царством, образовавшимся на развалинах империи Александра Македонского в Средней Азии. После похода парфян на Армению в 34 г. н.э. совместные войска албанцев, иберов и армян разбили парфянское войско. Большую роль в разгроме противника сыграла иберийская и албанская пехота, которая состояла из горцев. Описания этой битвы мы можем встретить у выдающегося римского историка Тацита, который признает мужество и отвагу жителей Кавказа. Но эти многочисленные войны с могущественными, часто превосходящими по силам соперниками, истощала ресурсы Албании. Начавшееся великое переселение народов привело к проникновению в степи Кавказа ираноязычных кочевников. Обосновавшиеся здесь сарматы, аланы представляли серьезную угрозу местному населению. В 3 веке нашей эры на южных границах албанского государства появляется опасный сосед в лице персидской державы Сасанидов. Укрепив внутреннее положение государства, правящая династия Сасанидов приступила к внешним завоеваниям. Подчинив себе области в Передней и Средней Азии, захватив Северный Иран, они приступили к завоеванию Закавказья. Несмотря на упорное сопротивление, оказанное местным населением, Сасаниды захватили и эту территорию. Восточный Кавказ представлял для Сасанидов огромный стратегический интерес в силу важности своего положения. Именно с этим связаны попытки укрепить свое положение здесь, предпринимаемые Сасанидами. Они создавали оборонительные сооружения Дербента, переселяли в южный Дагестан ираноязычных кочевников, распространяли здесь свою религию-зороастризм. При этом иранские завоеватели вели жесткую политику на покоренных землях, угнетали местное население, использовали труд жителей Дагестана на строительных работах. Это вызывало недовольство местных жителей, которое выливалось в открытое вооруженное восстание. Одно из них было начато в 450 году. Во главе повстанцев встал армянский полководец Вардан Мамикоян. В 451 году произошло сражение на Аварайском поле, в ходе которого повстанцы потерпели поражение. В 457 году вспыхнуло новое восстание. В этот раз его возглавил албанский царь Ваче II. Несмотря на определенные успехи повстанцев, это выступление также было подавлено. Все эти войны ослабляли Албанию и уже в 4 веке нашей эры можно говорить о постепенном распаде Албанского государства и изменении его территории, В 461 г. Сасаниды упразднили царскую власть в Албании. Для управления этой областью назначались наместники, которые назывались марзпаны. Борьба против Сасанидов не прекращалась и в последующие годы. Восставшим сопутствовали определенные успехи. Следствием их стало восстановление царской власти и политической самостоятельности государства. Но к этому времени территория его значительно сократилась. Название Албания применялось только к области куро-аракского междуречья. Некоторые исследователи выделяют в истории Албанского государства три последовательных периода, характеризовавшие различные стадии развития государства: 4-3 века д. н.э. - период складывания албанского федеративного племенного объединения; 2 в. д. н.э. - 2 в. н.э. - это время складывания и расцвета албанского государства, характеризовавшегося наличием как общинного, так и раннерабовладельческого уклада; середина 2 в. н.э. - 4 в. н.э. - время распада албанского раннерабовладельческого государства и зарождения раннефеодальных отношений. (История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997., стр.58.). Рассматривая историю Албании, нельзя не упомянуть о культуре этого государства. Большим достижением народов, населявших страну, являлось создание собственной письменности. Событие это связано с именем выдающегося армянского просветителя - Месропа Маштоца. Он прибыл ко двору албанского царя и избрал в качестве базового общелитературного языка наречие племени гаргаров или гаргарейцев. Произошло это в начале Vв. Албанский алфавит состоял из 52 букв. Существуют свидетельства, что у албанцев было собственное письмо еще в период борьбы с Римом, и что Месроп Маштоц видоизменил и усовершенствовал этот алфавит. В целом, Албания предстает нам в период своего расцвета сильным государством с развитой экономикой и богатой культурой. | |
Просмотров: 10428 | |
Всего комментариев: 0 | |