Аул Тунситли был расположен в 4-5 км. юго-восточнее аула Тадмагитли Ахвахского района. Место, выбранное для основания поселения соответствовало основным факторам жизнеобеспечения. Дома (сакли) располагались на южной стороне склона, что обеспечивало поступление солнечного тепла. В условиях холодной зимы этот фактор имел важное значение. Недалеко от аула протекала речка Косих, было много родников. Напротив с северной стороны находился густой лес и обширные луга, использовавшиеся для пастбищ. Жители соседних аулов, из-за обилия растительности, эти места называли "ЛъIунсикьи" (в переводе с ахвахского - под травой). А с легкой руки советской власти аул получил название Тунситли. Время основания аула достоверно не известно. Вероятнее всего заселение края началось в конце XVII-начале XVIIIв. после принятия ислама, так как следов доисламской культуры здесь не обнаружено. Вряд ли к ним можно отнести письмена на скалах найденные на окраине аула.
С большей уверенностью можно утверждать, что основателями аула были жители соседних поселений, вынужденные покинуть родные земли по разным причинам, чаще всего из-за кровной мести. Наверное поэтому сакли тунситлинцев размещались не в одном месте компактно, а на значительных расстояниях друг от друга на труднодоступных вершинах. При этом сакли строили из камня, предварительно оставив в стене отверстия для ружей. Аул Тунситли был небольшим. Он состоял из 8 отдельных имений, хозяйств (коло): Анцатара, Асех, Ахоколо, Ачоло, Кутоло, Мукугвадари, Эчоло и Яриманоло. В имениях проживали 6-7 семей одного тухума. Из воспоминаний Шамсудинова Абдурахмана: "Мой дедушка рассказывал, что хотя и называли аулом, жителей в Тунситли было мало. В имении Ачоло проживал Шапи и его родичи, в Кутоло - Денгаали и Мусагаджи, в Анцатарах - Имангаджи, в Яриманоло - Кали". По архивным данным в 1936 году в ауле проживали всего 260 человек, из которых 99 трудоспособного возраста [ЦГА РД ФР 127, ОП 21, Д 65, 75]. У подножья горы, где речка Косих отделяла горы от равнины, находилось имение Мукугвадари (от ахвахского "мукье" - делить, разделять; "гъвадари" - ущелье). Здесь проживал род Умахана. Выше располагалось имение Анцатара, состоявшее из 8 домов. Предположительно они были выходцами из аула Гидатли (Талълъо). Согласно переписи 1886г. в имении проживали Абакар, Шамсудин, Ибрагимгаджи, Исхак, Гази, Идрис, Уцум, Али, Хизри, Джабраил. В имении Эчоло проживали также представители одного тухума: Ибрагим, Омар, Тузилав, Осман, Цевехан, Муртазаали, Махач, Уцум. О происхождении названия "Эчоло" бытует такая история. Житель имения хотел продать свой участок. По договоренности платой должны были стать овцы. Когда покупатель привел отару и загнал в загон, то там осталось еще место. Разочарованный хозяин участка с досадой крикнул "ГIечIo" (с аварского - не хватает). Так и закрепилось за жителями имения название "Эчоло". Имение Ачоло скорее всего было основано жителями аула Арчо Каратинского вольного общества. В нем проживал тухум ЩегIоло. Имение Яриманоло состояло из 2 частей: верхней и нижней. В верхней части по переписи 1886г. жили Амирхан, Омар, Абдурахман, Якуб, Карагиш, в нижней - Исрапил, Иса, Закарья, Расул, Хадис, Цахилав, Нурмагомед. Свое название имение получило от имени первого жителя - Яриман. Чтобы добраться до имения Асех приходилось подниматься на крутой склон по узкой тропинке. Это было нелегким занятием, требовавшим хорошей физической сноровки и усилий. Добравшемуся до имения путнику нужно было отдышаться "асси рехъу" (с ахвахского "асси" - воздух, "рехъу" - дышать). Еще выше, на самой вершине горы, находилось имение Ахоколо (с ахвахского "ахо" - последнее, "коло" - хозяйство). Жили в имении Шамсудинов Хизри и Жабраилов Алибегхаджи с семьями. Некоторые называли имение "Хизире къе" (дом Хизри). Наиболее многочисленным и заселенным было имение Кутоло. Оно располагалось на восточной окраине аула, на небольшой поляне перед пропастью. Здесь проживали потомки Кута: Магомед, Муртазаали, Денгаали, Амач, Газилав, Шарип, Мааз. В имении находилась аульская мечеть, куда по пятницам собиралась вся взрослая мужская часть населения, и кладбище.
| |||
Просмотров: 1669 | | |
Всего комментариев: 0 | |