Образование и культура

В дореволюционном Тунситли образование было традиционным для горцев. Обучались арабскому языку и грамматике при мечетях или дома. Большинство ограничивались обучением чтению Корана, лишь немногие продолжали учебу в других аулах у известных алимов. Полный курс обучения мог длиться 10-15 лет, и не каждая семья могла позволить себе содержать, обеспечивать деньгами, одеждой мутаалима (ученика), заведомо лишаясь рабочих рук в хозяйстве. Но закончив учебу и став ученым (алим) горец получал почет и уважение среди односельчан. Хорошими учеными алимами в ауле Тунситли признавались Нурмагомедхаджи, Денгаалихаджи, Мусахаджи, Тушав. 

После революции повсеместно стали открываться светские школы, пункты ликвидации безграмотности. В Тунситли ликпункт открыли в 1932г. В нем обучались все жители села в возрасте от 16 до 50 лет. Учителей называли культармейцами. Первыми из них были Шамхалов Сапиюла и Джаватханов Муртаза.

Из воспоминаний Амачиева Ш.Т.: "Обучение проводилось вечером в свободное от работы время. Все собирались в дом, посреди ставили длинную скамейку, по бокам - низкие стулья, которые каждый приносил с собой. Некоторые сидели на полу. Вместо лампы горела лучина, от едкого дыма которого горели и слезились глаза. Но все упорно старались правильно писать или слагать слова. Нам, детям, было очень любопытно смотреть на то как учатся старшие братья, отцы. Некоторым удавалось спрятаться в камине и наблюдать как они занимаются".

Из-за нехватки учителей и занятости в хозяйстве обучение женщин началось в 1934г. Занятия проводились рано утром на току или во дворе. Садились на землю, буквари и тетради клали на колени, учились читать и писать.

 

Стихотворение Амачиева Ш.Т. "Река знаний" (ГIелмудул гIор) на аварском языке 

МагIарул росабалъ бецIцIал кIкIалабахъ

ТIибитIана гIелму революциялъ

МагIарул ракьалда захIматхалкъалъе

ТIубараб нур щвана культураялъе.

 

Хъвараб цIалулелъул балай пасихIлъи

Школалда ругел цIалдохъабазул

ГIадлу-низамалъе бугеб хIадурлъи

Бицун хIал кIоларо пионеразул.

 

АнцIиде щвезегIан тарих лъачIезда

Лъан тIубан бихьула ункъабго гIамал

ГIисинаб гIелалъул хехлъи балагье

Доскаялда рахъун хъвадарулелъул

Картаби цере лъун, суратал рахъун

ТIолго дунялалъул хIисаб гьабула

ГIумруялда жаниб школа бихьичIез

ГIелмугин культура кверда босана.

 

В 1933г. стали обучать детей. Занятия проводились в доме Денгаева Магомеда. Учителем работал Тайгиб из а.Карата. Через 2 года совместными усилиями жителей построили школу на поляне "Себатли майдан". Парты и доски смастерил Омаров Осман. К началу учебного года привезли книги и учебные принадлежности.

В школе изучали математику, литературу, родной язык, географию. Все предметы велись на родном языке. Из-за отсутствия учителя не изучали русский язык. Для поддержания дисциплины за опоздания и пропуски уроков штрафовали. Так как денег у аульчан было немного, забирали самый необходимый предмет из домашней утвари. Несмотря на то, что некоторые ученики жили далеко от школы опозданий было мало. В конце каждого класса сдавали переводные экзамены. Хороших учеников принимали в комсомол. Первыми комсомольцами были Джаватханов Муртаза, Амиров Абдулмажид, Амачиев Шарапудин, Исрапилова Умукусум, Газилов Абдулатип.

В 1939г. состоялся первый выпуск Тунситлинской начальной школы. Большинство выпускников продолжили учебу в Тадмагитлинской восьмилетней школе.

 

 

 

Один из первых выпускников Тунситлинской начальной школы Амачиев Шарапудин Тушаевич так вспоминал о своей учебе:

"Мой отец Тушав работал в ауле Тадмагитли делопроизводителем в райисполкоме. Два года я жил с ним. Каждое утро, через окно, я наблюдал за детьми, которые шли учиться в школу. Вместе с нами жил Дибир из Хунзаха. Однажды он насильно, несмотря на мой плач, повел меня в школу. Отсидев за партой учителя один урок, я сбежал домой. В другой раз к нам зашел пожилой русский врач, и прочитав большую воспитательную лекцию, отвел меня в школу. На этот раз мне стало стыдно за свое поведение и я остался в школе целый день. Вечером отец принес две книжки, написанные на аджаме. Так началась моя учеба. Мне тогда исполнилось 8 лет.

В следующем году Тадмагитлинскую школу перенесли в более просторный, но такой же темный дом. Мы же переселились в Мигишто, к двоюродному брату отца. Учителем у нас работал взрослый человек из Кудиябросо. Он всегда ходил в большой папахе. В основном нас учили читать. За время учебы, благодаря своему соседу, я научился различать и выговаривать буквы "Л" и "Ч".

В октябре 1933г., когда в нашем ауле открыли школу, я вернулся домой. Как и в Тадмагитли, школа располагалась в обычном доме. Учителей было двое. Один рассказывал на аварском языке, другой переводил на ахвахский язык. В первый день была воспитательная лекция, где рассказывали о том, как надо приходить в школу, держать книги и учебные принадлежности. К нашему удивлению эта лекция повторялась каждый день. Иногда из моего букваря рассматривали картинки. Этим и ограничивалась наша учеба. Очень часто наш учитель мастерил пандуры, или ссылаясь на головные боли спал в соседней комнате. Оставленные без присмотра дети игрались, шумели и хозяин дома отпускал нас домой. Оказалось, что наш учитель сам не знал читать и писать.

Зимой к нам пришел другой учитель. У него я научился писать плакатные буквы. Через год нам построили новую школу. Учителем в ней работал мой родственник Шамхалов Сапиюла. Благодаря ему мы научились хорошо читать, писать и считать. Меня выбрали культармейцем, и некоторое время я учил по вечерам грамоте взрослых сельчан.

В сентябре 1937г. я продолжил учебу в Тадмагитлинской семилетней школе. Меня приняли в 5б класс. В этом классе большинство детей были второгодники, некоторые безрезультатно обучались третий год подряд. Уроки в основном велись на русском языке, приходилось заучивать конспекты наизусть. Упорство в учебе помогло мне стать лучшим учеником в классе. В 6 классе учились мои двоюродные братья Тайдур и Мусакай. Мне очень хотелось быть с ними, и я попросил перевести меня в 6 класс. Благодаря Сапиюле мне разрешили сдать выпускные экзамены. Выдержав испытания я к большой радости окончил за один год 2 класса: 5 и 6.

В это время я начал писать стихи, которые публиковались в районной газете "Большевик". В июне 1938г. мне предложили работу секретаря, но по просьбе отца я лишился работы. "Тебе учиться надо, а работу в любое время найдешь", - сказал отец. Лишь со временем я понял, как он был прав. И так оказалось, что это было его прощальным наставлением. Проболев 2 месяца отца не стало.

Статус лучшего ученика школы накладывал на меня много общественных работ и поручений - староста класса, комендант общежития интерната, школьный библиотекарь, учетчик в столовой.

Директором школы работал Магомед из Кахиба. С ним у меня сложились очень хорошие отношения. Дважды он поручал мне вести уроки в 4-7 классах, когда по болезни отсутствовал учитель. Но в коллективе были и недоброжелатели, жаловавшиеся в высшие инстанции. Как-то раз директор вызвал меня к себе и попросил остаться у него, пока он будет в отъезде по делам. В доме были 2 кровати, на одной из которых я спал. В полночь раздался звук разбитого стекла, на который я не обратил особого внимания. Утром же на соседней кровати я обнаружил огромный 20-25 кг. камень. Кто-то ночью пытался им попасть в директора, и лишь по счастливой случайности не нанес вреда.

В июне 1939г. я окончил семилетнюю школу с почетной грамотой за хорошую учебу. Так закончилось мое беззаботное детство и началась взрослая самостоятельная жизнь. Предстоял ответственный шаг - выбор места дальнейшей учебы. К сожалению уже не было рядом отца и старшего брата, кто мог бы подсказать, посоветовать. Я мечтал в совершенстве изучить русский язык, поэтому решил поступить в Дербентскую политико-просветительскую школу. 

Собрав на дорогу у родственников 200р. мы с двоюродным братом Магомедом вышли в дорогу. На попутной машине к вечеру добрались до Буйнакска. Прогулка по ночному городу сильно впечатлила меня и я долго не мог уснуть. На следующий день мы приехали в Махачкалу. Он оказался еще больше. В моей голове никак не укладывалось как можно разобраться в этом лабиринте улиц и дорог. Несмотря на все наши старания билеты до Дербента мы не смогли достать. Лишь на четвертый день к обеду мы купили 1 билет, но вдвоем его использовать не получалось. Поэтому продав билет одному аварцу, решили остаться в Махачкале. Через пару дней закончились деньги и целую неделю пришлось спать во дворе общежития на соломе, питаясь хлебом и помидорами.

Учебных заведений в городе было много. Мы выбрали медтехникум. Очень быстро я пожалел о своем выборе, медицина оказалась не моей профессией. Не по душе был и дорожный техникум, так как там заставляли работать. В конце концов я устроился на курсы подготовки работников клуба, которые проходили в Пушкинской библиотеке. Среди 30 курсантов не оказалось ни одного, кто окончил 5 классов. Даже не зная хорошо русский язык, я для сокурсников стал вторым учителем.

По окончании курсов поехал в Дербент поступать в политико-просветительскую школу. Мой багаж знаний русского языка оказался недостаточным. На экзамене я получил единицу. Купив на последние деньги хлеб, в раздумьях я стоял в коридоре, когда подошел тот аварец, которому в августе на Махачкалинском вокзале ы с Магомедом продали билет. Оказалось, что он в школе работал завучем и он помог мне поступить. 

Жили в общежитии, еды было мало. В основном ограничивались хлебом и водой. Чтобы купить еду пришлось продать за 25р. кепку, купленную в Махачкале за 70р. Учеба давалось с большим трудом. Но мне все-таки удалось закончить первый курс. Летом 1940г. домой в родной аул я возвращался "большим ученым". Второй курс для меня закончился быстро. В октябре вышел приказ, отменивший стипендии за обучение. Для меня это означало окончание учебы, так как других источников денег просто не существовало. 

В ноябре 1940г. я устроился работать учителем в родную Тунситлинскую начальную школу, заочно поступил в Хунзахское педучилище.

Проучившись в разных местах я понял, что лучше учиться одному и хорошо, чем разному и плохо".

 

Категория: Аул Тунситли | Добавил: Abdyrahman (22.01.2020) | Автор: Абдурахман Амачиев
Просмотров: 1460 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0