Из глубины веков (о происхождении аула Тунситли)

Аул Тунситли был расположен в 4-5 км. юго-восточнее аула Тадмагитли Ахвахского района. Место, выбранное для основания поселения соответствовало основным факторам жизнеобеспечения. Дома (сакли) располагались на южной стороне склона, что обеспечивало поступление солнечного тепла. В условиях холодной зимы этот фактор имел важное значение. Недалеко от аула протекала речка Косих, было много родников.

Напротив с северной стороны находился густой лес и обширные луга, использовавшиеся для пастбищ. Жители соседних аулов, из-за обилия растительности, эти места называли "ЛъIунсикьи" (в переводе с ахвахского - под травой). А с легкой руки советской власти аул получил название Тунситли.

Время основания аула достоверно не известно. Вероятнее всего заселение края началось в конце XVII-начале XVIIIв. после принятия ислама, так как следов доисламской культуры здесь не обнаружено. Вряд ли к ним можно отнести письмена на скалах найденные на окраине аула.

 

Странные письмена - следы на скалах (из дневника Амачиева Ш.Т.)

"Имение Кутоло расположено на небольшой поляне, перед пропастью. Эта пропасть является очень отвесной, что никогда ее не касалась рука или нога человека. На этих скалах есть какие-то странные следы, сделанные человеком. Нельзя сказать, что они являются изображением какого-то предмета или буквами. Очень похожие знаки можно встретить и на могильных плитах. Но не это удивляет. Удивляет то, как и кем были сделаны эти знаки на таких отвесных скалах. Их невозможно сделать с помощью высокой лестницы. Можно предположить, что когда-то на этих скалах была поляна, которая со временем сползла в пропасть".

 

С большей уверенностью можно утверждать, что основателями аула были жители соседних поселений, вынужденные покинуть родные земли по разным причинам, чаще всего из-за кровной мести. Наверное поэтому сакли тунситлинцев размещались не в одном месте компактно, а на значительных расстояниях друг от друга на труднодоступных вершинах. При этом сакли строили из камня, предварительно оставив в стене отверстия для ружей.

Аул Тунситли был небольшим. Он состоял из 8 отдельных имений, хозяйств (коло): Анцатара, Асех, Ахоколо, Ачоло, Кутоло, Мукугвадари, Эчоло и Яриманоло. В имениях проживали 6-7 семей одного тухума.

Из воспоминаний Шамсудинова Абдурахмана: "Мой дедушка рассказывал, что хотя и называли аулом, жителей в Тунситли было мало. В имении Ачоло проживал Шапи и его родичи, в Кутоло - Денгаали и Мусагаджи, в Анцатарах - Имангаджи, в Яриманоло - Кали". По архивным данным в 1936 году в ауле проживали всего 260 человек, из которых 99 трудоспособного возраста [ЦГА РД ФР 127, ОП 21, Д 65, 75].

У подножья горы, где речка Косих отделяла горы от равнины, находилось имение Мукугвадари (от ахвахского "мукье" - делить, разделять; "гъвадари" - ущелье). Здесь проживал род Умахана.

Выше располагалось имение Анцатара, состоявшее из 8 домов. Предположительно они были выходцами из аула Гидатли (Талълъо). Согласно переписи 1886г. в имении проживали Абакар, Шамсудин, Ибрагимгаджи, Исхак, Гази, Идрис, Уцум, Али, Хизри, Джабраил.

В имении Эчоло проживали также представители одного тухума: Ибрагим, Омар, Тузилав, Осман, Цевехан, Муртазаали, Махач, Уцум. О происхождении названия "Эчоло" бытует такая история. Житель имения хотел продать свой участок. По договоренности платой должны были стать овцы. Когда покупатель привел отару и загнал в загон, то там осталось еще место. Разочарованный хозяин участка с досадой крикнул "ГIечIo" (с аварского - не хватает). Так и закрепилось за жителями имения название "Эчоло".

Имение Ачоло скорее всего было основано жителями аула Арчо Каратинского вольного общества. В нем проживал тухум ЩегIоло.

Имение Яриманоло состояло из 2 частей: верхней и нижней. В верхней части по переписи 1886г. жили Амирхан, Омар, Абдурахман, Якуб, Карагиш, в нижней - Исрапил, Иса, Закарья, Расул, Хадис, Цахилав, Нурмагомед. Свое название имение получило от имени первого жителя - Яриман.

Чтобы добраться до имения Асех приходилось подниматься на крутой склон по узкой тропинке. Это было нелегким занятием, требовавшим хорошей физической сноровки и усилий. Добравшемуся до имения путнику нужно было отдышаться "асси рехъу" (с ахвахского "асси" - воздух, "рехъу" - дышать). 

Еще выше, на самой вершине горы, находилось имение Ахоколо (с ахвахского "ахо" - последнее, "коло" - хозяйство). Жили в имении Шамсудинов Хизри и Жабраилов Алибегхаджи с семьями. Некоторые называли имение "Хизире къе" (дом Хизри).

Наиболее многочисленным и заселенным было имение Кутоло. Оно располагалось на восточной окраине аула, на небольшой поляне перед пропастью. Здесь проживали потомки Кута: Магомед, Муртазаали, Денгаали, Амач, Газилав, Шарип, Мааз. В имении находилась аульская мечеть, куда по пятницам собиралась вся взрослая мужская часть населения, и кладбище.

дом в Тунситли

 

Предания старины - сказание о Кута (из дневника Амачиева Ш.Т.)

"Некогда в имении Кутоло жил сильный, могучий, богатырского телосложения человек по имени Кута. О нем среди тунситлинцев бытует много интересных историй.

Однажды хунзахский хан позвал к себе силачей со всего Аваристана, чтобы помериться силой. Отправился в Хунзах и Кута, в своей обычной одежде: самодельной бурке, огромной папахе и обуви из шкуры, набитой сухой травой. Много народу собралось у хана. Кута не выглядел силачом , и чтобы проверить его хан сказал, указывая на огромную собаку, пожиравшую бычье мясо: "Отгони собаку и съешь мясо! Когда Кута приблизился, собака прыгнула ему прямо в лицо. Он резким движением на лету схватил ее за горло и, не опуская на землю, задушил. Затем подошел к бычьей туше, вырвал ребра и съел кусок печени. Увидев это, все признали Кута самым сильным. Хан был так сильно впечатлен, что подарил Кута много подарков и предложил остаться в Хунзахе - быть его воином. Однако Кута не согласился. Все подарки, полученные от хана он раздал людям и вернулся домой.   

Большую часть времени Кута проводил в горах, жил в пещерах. Когда приходил домой, он укутывался в бурку и ложился спать на краю крыши. В основном он жил тем, что грабил и захватывал скот в горах у жителей соседних аулов. Угнанных лошадей, быков, баранов Кута резал и сушил мясо. Целые пещеры были полны сушеным мясом. Как-то повадились коты в пещеры. Кута вылавливал котов, отрывал им головы и приговаривал: "Иди еще, если можешь, есть мясо!" Люди, находившие головы котов в разных местах вокруг дома Кута, думали что тот их ест и обзывали его "Кута, который кушает котов".

Когда участились жалобы людей, что Кута их постоянно грабит, родственники убили его, когда тот спал. Из тухума Кута никто не дал своему ребенку его имя, боясь, что тот может вырасти похожим на него - разбойником, не знающим ни Бога, ни религии".

 

Категория: Аул Тунситли | Добавил: Abdyrahman (01.01.2020) | Автор: Абдурахман Амачиев
Просмотров: 1484 | Теги: Кутоло, Мукугвадари, история аула Тунситли, Ачоло, имения, Ахоколо, Яримано, Эчоло, Анцатра | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0