Зарождение и развитие феодальных отношений в Дагестане

Лекция на тему «Зарождение и развитие феодальных отношений в Дагестане»

Политическое устройство Дагестана

Внутреннее развитие дагестанского населения и распад Кавказской Албании привели к формированию на его территории в период раннего средневековья различных политических объединений. В период с V по X века идет более четкое оформление границ этих государств, определяется их этнический состав. Одним из могущественных государств этого периода являлся Дербент. Несмотря на незначительность его территории, стратегическое положение города определяло его политическую и экономическую значимость. Район Дербента в период раннего средневековья являлся важнейшим узловым пунктом, по которому шли магистральные торговые пути, связывавшие Европу с Востоком. В V в. Дербент выступал как крупный политический и экономический центр Восточного Кавказа. В период завоеваний Сасанидов данный город являлся центром иранского владычества. В армянских источниках эта местность получила название Чога или Чора. Стратегическое положение города являлось причиной довольно частых иноземных вторжений. В период арабских завоеваний происходит дальнейшее строительство фортификационных сооружений. В этот же период Дербент превращается в крупнейший торговый центр, в который привозятся товары со всего мира.

Пограничное положение к Дербенту занимало государство Табасаран. Впервые название Табасаран упоминается в IV в. н.э. у известного армянского автора Моисея Хоренского упоминается народ тапатараны. Государство занимало территорию к северо-западу от Дербента. Преобладало местное население, но встречались и представители других этнических групп. В периоды иранских и арабских завоеваний здесь появлялись колонии поселенцев из этих земель. Во главе государства находился царь, который носил титул Табасаран-шах. Близость к Дербенту способствовала частым вторжениям иноземных завоевателей. В Южном Дагестане располагалось и государство Лакз. По сведениям арабского автора Йакута Лакз - страна, располагающаяся за Дербентом. Упоминания о Лакзе мы встречаем у различных арабских авторов. Ныне это земли, занимаемые лезгинской народностью. Большая часть нагорного Дагестан известна в исторических хрониках под названием Серир. Название это встречается у арабских авторов. В то время как в местных исторических хрониках, она известна как Авария. Судя по письменным источникам, территория государства включала в себя не только земли, занимаемые аварской народностью, но иногда и более обширные территории. В частности анонимный автор Х в. пишет о Серире, что это большая территория, включавшая горы и степи. Правителем государства был царь, который носил титул авар. Арабские источники определяют его, как "сахиб-ас-Серир", что обозначает "хранитель золотого трона". Транскрипция слова "Серир" может рассматриваться по-арабски, что значит трон, а также и по персидски. В последнем варианте, корень этого слова обозначает гора, а, следовательно, Серир - горная страна. К VI в. относится упоминание в сирийской хронике названия Бат-Даду. Так называлась территория северо-западного Дагестана, занимаемая дидойцами. Подобное по звучанию название упоминается и в грузинских источниках. Захарий Митиленский описывает жителей Бат-Даду как народ, проживающий в горах, для которого характерен оседлый земледельческий быт.

Приморская часть Дагестана входила в состав государства царство гуннов. Многие исследователи отождествляют его с государством Джидан. Несмотря на то, что гунны были пришлыми кочевыми племенами, они обосновались к северу от Дербента и вобрали в состав государства часть местного населения. В сирийской хронике VI в. называются тринадцать племен, обитавших к западу от Каспийского моря, многие из которых вошли в царство гуннов. Первые значительные сведения о государстве гуннов мы встречаем у армянских авторов. В "армянской географии" говорится, что к северу от Дербента, вблизи от моря, располагается царство гуннов. В состав их государства вошли и местные народы, проживавшие на этой территории. Столицей государства являлся город Варачан. Позднее, царство гуннов вошло в состав другого более крупного государственного объединения - Хазарского каганата. Территория его в период расцвета была достаточно обширна и простиралась к северу до Среднего течения Волги, к югу - доходила до Дербента. На западе границы шли до Карпат, а на востоке - до Хорезма. Первым политическим центром государства являлся город Беленджер. Затем, новым политическим центром стал Семендер (очевидно, располагался в районе современной Махачкалы). Впоследствии из-за угрозы арабских завоеваний столица была перенесена на Волгу - в город Итиль. Будучи первоначально кочевниками, хазары вступали в контакты с местным населением и постепенно превращались в земледельцев и скотоводов. Возглавлял государство правитель-каган. В Хазарском каганате можно проследить довольно определенную картину социального расслоения общества. Личность верховного правителя - кагана была окружена ореолом святости и большим почетом. Но реальная власть сосредотачивалась в руках царя, который назывался каган - бек. Он имел политическую, военную власть, назначал наказания, руководил внешними делами. Выделялись близкие к царю сановники. Правящая верхушка защищала свои интересы с помощью регулярной армии, которая освобождалась от всяких налогов. Хазарская знать обогащалась за счет морской торговли. Выгодное географическое расположение государства и все возрастающее значение волжско-каспийской торговли создавали благоприятные условия для этого. Немаловажной статьей дохода являлись набеги на соседние территории. Религиозные верования жителей каганата были достаточно разнообразны. Среди населения были, первоначально, распространены языческие культы. Затем получили распространение - иудаизм, христианство, ислам. Государственной религией был провозглашен иудаизм, что диктовалось, вероятно, политическими интересами.

Кроме вышеперечисленных государственных образований значительную роль во внутриполитической жизни раннесредневекового Дагестана играло государство Зирихгеран, известное нам как Кубачи. Название этого государства переводится с персидского - "панцироделатели", что подчеркивает значение того древнего промысла, который был распространен среди жителей данного объединения. Уже в VI в. здесь была оформленная государственная власть в лице единого правителя. Также среди наиболее часто упоминаемых в исторической литературе владений, относящихся к данному периоду, можно назвать Гумик. Ныне это территории, заселенные лакцами. О жителях этого государства в раннем средневековье известно, что они исповедовали христианство. Часть территории лаков, а именно, Вицхинский участок, известна под называнием Туман. Также в исследовательской литературе бытует мнение, что Туман и Гумик тождественны. Некоторые исследователи полагают, что упоминаемые в исторических источниках владения Кайтаг и Хамзин обозначают одно и тоже. Правитель Кайтага называется в письменных источниках "салифан". Первоначальной резиденцией правителей был Калакорейш. Позднее центр государства был перенесен в Уркарах. Это государственное объединение неоднократно упоминается в связи с арабскими завоеваниями. С X в. Кайтаг принимает активное участие в политической жизни Кавказа. Таким образом, Дагестан представлял собой политически раздробленную территорию, состоявшую из многочисленных государственных образований, сформировавшихся под воздействием внутренних процессов развития, происходивших на Кавказе.

Экономическая жизнь Дагестана

Экономическая жизнь Дагестана в указанный период развивалась под воздействием ряда факторов. В первую очередь, определяющую роль играли те природные ресурсы и внутренние связи, которые сложились в процессе исторического развития. Уже в предыдущую эпоху основой экономики являлось земледелие. О развитии этой отрасли говорят многочисленные археологические находки, обнаруженные в раннесредневековых могильниках, наличие в Южном Дагестане оросительных каналов, характер дани выплачиваемой местным населением в пользу завоевателей, в частности, арабов. Так, по сведениям арабских источников население государства Серир платило в пользу арабов дань в размере 100 тысяч мер пшеницы. Взимание подобного налога и в таком размере с жителей горного Дагестана было возможно при ведущем положении земледелия среди главных занятий населения. Подобные налоги платили и другие районы Дагестана: Зирихгеран - 10 тыс., Гумик - 20 тыс., Кайтаг - 30 тыс. Помимо этого, арабские источники свидетельствуют о наличии поместий, садов, виноградников в районе Дербента, Семендера. Известный автор ал - Истархий упоминает о многочисленных виноградниках, принадлежащих Семендеру, и называет их приблизительное количество в 4000 виноградных лоз, что достаточно много. Основными зерновыми культурами являлись пшеница, ячмень, просо. Из технических культур большое распространение в Южном Дагестане получило мареноводство (марена - растение, используемое в технических целях, для получения натурального красителя). Производимая здесь марена поставлялась за пределы Дагестана. Вывоз ее доходил до Индии. О развитии скотоводства достаточно наглядно говорит богатый остеологический материал, найденный в раннесредневековых могильниках и поселениях Дагестана. Разводился как крупный, так и мелкий рогатый скот. Постепенно овцеводство превратилось в товарную отрасль экономики. Еще одним свидетельством широкого развития этой отрасли говорят данные о захваченной во время арабских походов добыче. Так, из Кайтага и Табасарана было уведено более 10 тыс. голов рогатого скота. К этому периоду уже оформилась отгонная система скотоводства. Развивались также и различные ремесла. Большие успехи были достигнуты в области металлообработки. В этой отрасли произошла специализация, и завершилось превращение оружейного, кузнечного и ювелирного дела в самостоятельные отрасли. Памятником искусства металлообработки раннесредневекового Дагестана является Бежтинский могильник. Здесь встречаются как предметы вооружения защитного и боевого назначения, так и ювелирные украшения, свидетельствующие о высоком мастерстве дагестанских ремесленников. Развитие оружейного производства диктовалось теми политическими условиями, в которых существовал Дагестан на протяжении долгих веков истории, т.е. необходимостью защиты от многочисленных иноземных вторжений. Высокое значение металла в хозяйственной жизни Дагестана прослеживается и на таком факте, как распространение здесь собственных имен, связанных с металлами, например - Къебед, что значит кузнец, Меседу - означает золото и др. Анализируя памятники раннесредневекового Дагестана можно делать вывод о постепенном отделении ремесла от сельского хозяйства. О развитии ткачества и гончарного дела также можно судить по археологическим материалам и письменным свидетельствам. В гончарном производстве данный период ознаменовался прочным утверждением такого технического усовершенствования, как гончарный круг. Применялись также и печи для обжига, что значительно повысило качество изготавливаемых изделий. В этот период уже получает распространение техника поливной керамики. О развитии ткачества свидетельствуют многочисленные предметы, связанные с этой отраслью - фрагменты тканей, элементы приспособлений для ткацких станков. Изготовленные в Дагестане полотняные изделия вывозились на продажу за его пределы, что говорит о высоком качестве тканей, производимых здесь. Помимо традиционных отраслей получили распространение и другие виды ремесла - обработка камня, кожи, строительное дело. О развитии ремесленного производства говорит и упоминание в исторических источниках такой категории населения, как владельцы цеховых мастерских - раисы. Развитие ремесла приводило к оживлению торговли, которая носила преимущественно обменный характер. Товарно-денежные отношения были развиты слабо, что объяснялось господством натурального хозяйства.

Центрами внутренней и международной торговли являлись приморские города Дербент, Семендер, Варачан. Также среди торговых центров можно упомянуть Зирихгеран. Дербент являлся одним из крупных торговых центров Кавказа. В VII - VIII в. в. магистральные торговые пути, соединявшие страны Ближнего Востока и Юго-восточной Европы проходили и по территории Дагестана. Арабские авторы неоднократно упоминают Дербент как крупный международный торговый центр. В VIII в. Дербент становится центром арабского владычества в Дагестане. Этот период связан с процветанием арабской торговли. Примерно в это же время Дербент превращается в склад товаров для близлежащих государств, центр торговых операций для таких государств как Хазарский каганат, Серир и др. Наличие здесь гавани способствовало развитию морской торговли. Город служил портом для многих судов. Дербент известен и как крупный ремесленный центр. Производимые здесь изделия, полотняные ткани были представлены на кавказском и ближневосточном рынках. В окрестностях города жители культивировали пряности, такие как шафран, выращивали марену. Автор X в. ал - Мукаддаси называет такие товары из Дербента, как полотняные одежды, рабы, шафран, мулы, хлопчатобумажные ткани.

Значительным торговым центром являлся и Семендер, который описывается как богатый город с рынками и купеческим людом. Восточные авторы характеризуют его как город на берегу моря с многочисленными садами и виноградниками. Многие ученые локализуют Семендер в приморском Дагестане, возможно, на территории современной Махачкалы. До 30 годов VIII в. Семендер оставался столицей Хазарского каганата, пока центр государства не был перенесен на Волгу, в город Итиль. Но даже после этого Семендер не утратил своего значения, как экономического центра. Город просуществовал до середины X в., пока не был разрушен дружинами князя Святослава, после чего долго не восстанавливался.

Приморским городом, имевшим значение экономического и торгового центра, являлся и Варачан. Археологи отождествляют этот город с городищем Урцеки, расположенным недалеко от Изберга. Он просуществовал до середины VIII в., а потом был уничтожен. Город располагался на возвышенности и имел укрепленную цитадель, которая была выстроена на вершине холма. Крепость являлась резиденцией правителя и знати. Подступы к городу были хорошо укреплены. Анализ археологических материалов, обнаруженных на данном городище, показывает, что здесь было развито ремесленное производство, в частности, ювелирное, кузнечное дело, производство гончарных изделий. Крупным ремесленным центром являлся и Зирихгеран, который имел значение и местного торгового центра. Жители Зирихгерана были известны как искусные оружейники, "изготовители панцирей" и других видов вооружений. Раннесредневековые феодальные города Дагестана являлись средоточием ремесленного производства, центрами административной и культурной жизни. Для дагестанских городов характерен пестрый этнический состав населения. Например, в Дербенте проживали иранцы, арабы, хазары, армяне, азербайджанцы и др. Согласно описаниям средневековых авторов Дагестан вступал в торговые отношения со странами Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока. О связях со странами Ближнего Востока говорят разнообразные украшения - бусы, изделия из стекла. Вещественным отражением растущих экономических связей являлись находки византийских и иранских монет в раннесредневековых могильниках Дагестана (Верхнечирюртовский могильник). Из Ирана в Дагестан поставлялась металлическая посуда, отличавшаяся высоким качеством. О связях с народами Северного Кавказа свидетельствуют специфические типы оружия, сабли, характерные для ближних соседей дагестанцев. О том, что Дагестан был вовлечен во всемирную торговлю, говорят находки образцов китайского шелка в некоторых памятниках Дагестана.

Оживлению денежного обращения в Дагестане способствовало появление в Дербенте своего монетного двора в 729-730 гг, в котором чеканилась арабская монета. О распространении денег среди жителей Хазарского каганата, говорят письменные источники.

Социальная структура Дагестана

Изучение социального устройства Дагестана в данный период представляет определенную сложность, что объясняется отсутствием четких свидетельств о составе населения раннесредневекового Дагестана. Основу социальной организации общества составляла малая семья. Но и большая семья при этом не была изжита полностью. Социальное расслоение, существовавшее и в более раннюю эпоху, получает дальнейшее развитие. Об этом говорят археологические памятники раннесредневековых могильников и поселений. Они демонстрируют процесс далеко зашедшей дифференциации общества. Показательным в этом отношении является Бежтинский могильник, в котором имеются как богатые, так и бедные погребении, содержащие либо скудный инвентарь, либо вообще не содержащие его. Анализируя археологические материалы и пользуясь письменными данными авторов, относящихся к этому периоду можно определить социальную структуру общества. Высшую ступень социальной иерархии общества занимали цари. Первые сообщения о "царях гор" относятся к IV-V векам. Армянские авторы говорят об 11 царях, выступивших против Сасанидского Ирана. Само упоминание о царях свидетельствует, о далеко зашедшем процессе социального расслоения населения. У арабского автора XII в. Балазури упоминаются цари Серира, Филана, Лакза и других областей. Можно говорить о том, что власть царей носила наследственный характер и была относительно стабильной. Доход царей складывался из различных феодальных повинностей с подвластного населения, добычи, полученной в период военных действий, работорговли и всевозможных подарков или жалованья, получаемого некоторыми правителями от Сасанидов за охрану собственных границ (так называемая пограничная служба). Дагестанские правители периода раннего средневековья постоянно участвовали в военных столкновениях то на стороне Ирана, то против них. Полученная добыча присваивалась верхушкой. Цари обладали дружиной. По сведениям ал - Истахрия хазарский царь имел 12000 воинов. Он же свидетельствует об источниках дохода хазарских царей. Это взимание пошлин на заставах, сухих, морских и речных путях. На обитателях городских кварталов и окрестностей лежит повинность доставлять им всякого рода необходимый провиант, напитки т.д. Следом за царями шли привилегированные сословия. К ним относились раисы, тарханы, батрики и др. Очевидно, это крупные землевладельцы. Такая категория населения, как малики упоминается арабским автором Йакутом при описании государства Лакз. Очень четко процесс социального расслоения общества можно проследить на примере государства Серир. Правитель Серира обладал большой властью. По свидетельству персидского историка XI в. Гардизи, он имел два трона - золотой и серебряный. Золотой предназначался царю, а серебряный его приближенным. Среди привилегированной части населения упоминались военачальники. Правитель Серира вместе со своими дружинниками обитал в крепости, что подчеркивало его обособленное положение. В Дербенте также можно наблюдать далеко зашедший процесс социального расслоения. В период арабских завоеваний и до второй половины IX в. городом управляли арабские наместники. Затем власть в Дербенте перешла к представителям династии Хашимидов, которые стали именоваться амирами. Власть их приобрела наследственный характер. Но достаточным влиянием пользовалось и окружение правителя. Среди приближенных правителя в источниках упоминаются начальники войск, политические советники, газии (борцы за веру), дружинники, раисы. Раисы, как категория населения упоминаются и в соседних с Дербентом владениях - в Ширване и Арране. Здесь они возглавляют городские гильдии. В Дербенте имелся раис дубильщиков. Упоминание раисов и сведения других источников дают представления о существовании здесь городской знати, которая также пользовалась значительным влиянием. Также существовало свободное население, представленное, очевидно, крестьянами. Обращаясь к Йакуту и к его описанию населения Лакза можно встретить упоминание такой категории, как ал - хамашира, которую он определяет, как свободных. Ниже идет ал-мишак, а затем - акара (вероятно, податные сословия). Акара, по аналогии с арабским халифатом, где также существовала подобная категория населения, это крестьяне-издольщики, работавшие на феодала за долю урожая. Очевидно, так назывались разорившиеся крестьяне-общинники, арендовавшие земли у крупных землевладельцев. Сословная группа издольщиков не являлась однородной. Существовали издольщики, обладавшие определенной земельной собственностью, но имелись также и разорившиеся общинники, которые не имели ни земли, ни инвентаря, ни рабочего скота. Низшее положение в обществе занимали рабы. Источниками рабства оставалась война, но также существовало и долговое рабство. Картину развитого расслоения общества демонстрирует и архитектура раннесредневековых городов Дагестана, в частности, Дербента, Урцеки и Аркаса с выделяющейся укрепленной крепостью, служившей местом обитания правителя и его приближенных и неукрепленных посадов с проживавшим в них ремесленным и торговым людом, окружавшим крепость.

Большой интерес представляет вопрос о формировании феодальной собственности на землю. Она образовывалась путем синтеза местных развивающихся форм землевладения и существовавших в Албании земельных отношений. Определенную роль в процессе развития частной собственности на землю сыграли и внешние завоевания, в частности, Сасанидского Ирана и арабского халифата. Но это касается только лишь тех районов, которые входили в состав этих государств. На остальной же территории Дагестана процесс формирования частной собственности осуществлялся на местной основе. Среди форм землевладения существовавших в указанное время можно выделить государственную собственность, дийа, икта, вакуф, общинная собственность. С утверждением в Дагестане политической раздробленности и формированием на его территории раннефеодальных государственных объединений господствующей формой собственности становится государство в лице царя, который является главным собственником подвластных ему территорий. Этому способствовали и арабские завоевания. Поскольку земельная политика арабских военачальников в покоренных областях не была направлена на дробление земли, большинство ее относилось к фонду государственных земель. С них взимался поземельный налог - харадж. Этим налогом была обложена и часть населения Дагестана, покоренная арабами. В частности, во время походов Мервана земли Лакза, Табасарана становится собственностью халифата и облагается налогом. Но уже с середины IX в. происходит сокращение государственных земель. Под арабским названием "дийа" фигурируют крупные феодальные поместья. Подобная категория земель упоминается в Лакзе, Табасаране, Серире. Владельцами дийа являлись и арабские военачальники, оставлявшие себе крупные земельные наделы в покоренных землях. Частнособственническая земля получает название мюльк. Мюльк являлся наследственной безусловной формой собственности и находился в полном распоряжении хозяина. Форму частного условного землевладения представляла икта. Эта земля предоставлялась за несение воинской службы. Условное землевладение существовало в нескольких формах:

. земля, предоставляемая на срок службы,

. земля, предоставляемая в пожизненное пользование. В более поздний период появится условное землевладение с правом передачи по наследству, которое постепенно превратится в мюльк. Формирование частной собственности на землю в Дагестане не везде происходило с одинаковой интенсивностью. Наиболее быстро процесс развития феодальных отношений осуществлялся в равнинных района, особенно тех, что входили в состав Кавказской Албании. Значительно медленнее процессы феодализации протекали в горных районах, где достаточно прочные позиции занимала сельская община. Поэтому здесь преобладающей формой земельной собственности являлась общинная или коллективная собственность на землю. Она включала в себя как собственность всей общины, так и собственность отдельных семей. Кроме того, по источникам того периода можно заключить, что община контролировала и те земли, которые находились в наследственном владении отдельных семей. В целом, в части общин горного Дагестана частная собственность на землю в указанный период еще не оформилась, в некоторых она находилась в стадии зарождения. В отличие от предыдущего периода, земля обрабатывалась уже не совместными усилиями, и скот также уже не представлял общей собственности. По мере распространения в Дагестане ислама и строительства мечетей, здесь появляется такая форма земельной собственности, как вакуф или мечетская собственность на землю. Она пополнялась за счет пожертвований правителей или частных лиц земли в пользу мечети. Во всех средневековых государствах церковь становилась одним из крупнейших земельных собственников. В Дагестане в X в. с увеличением числа мечетей, связанном с процессом распространения ислама, количество вакуфных земель увеличивается. Часть дохода с них идет на содержание специальных отрядов борцов за веру, так называемых "газиев", которые представляли определенную прослойку общества, возникшую в процессе исламизации Дагестана.

В целом, изучая данный период можно с уверенностью говорить о том, что в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения, имевшие определенную специфику, связанную с конкретно - историческими условиями развития Дагестана. Одной из особенностей являлась устойчивость сельской общины, которая способствовала консервации феодально-патриархальных отношений и сохранению относительной свободы общинников.

Категория: Лекции по истории Дагестана | Добавил: Abdyrahman (30.07.2015)
Просмотров: 5889 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: