Социалистические преобразования 20-30-х гг.

Из телеграммы Дагревкома в сентябре 1920г.: "Трехлетняя тяжелая гражданская война до того истощила Дагестан, что горская беднота питается травой, продает своих детей, разводится с женами"

 

Гражданская война нанесла большой урон сельскому хозяйству. Были разорены сотни сел, разрушены хозяйственные постройки, сократилось поголовье скота, пришли в запустение посевные земли и угодья. Требовались коренные преобразования, необходимо было решить назревшие проблемы. Ключевой оставалась аграрная (земельная) проблема.

 

В мае 1920г. Дагревком объявил о национализации всей земли и ее передаче крестьянам, но не более 5 десятин на каждого трудоспособного. Были выделены деньги на оказание помощи беднякам, приобретение сельскохозяйственного инвентаря, восстановление и расширение ирригационных сетей.

В апреле 1927г. был принят план земельно-водной реформы, предусматривавший переселить на равнину более 37000 горных хозяйств, обеспечив их всех необходимым. Среди желавших воспользоваться государственной помощью в размере 255р. числились и тунситлинцы Шарипов Мааз, Денгаев Магома, Исрапилов Омар, Дибиров Жахбар. Но вскоре, из-за отсутствия финансовых средств реформа была приостановлена, и никто из а.Тунситли не успел переселиться на равнину. 

Другим важным преобразованием стала коллективизация сельского хозяйства. В ноябре 1920г. было объявлено о переходе к сплошной коллективизации. Массовое колхозное строительство охватило весь Дагестан. При этом в погоне за высокими темпами процесс коллективизации искусственно форсировался. Нередко крестьян насильно загоняли в колхозы. Поэтому многие только что созданные колхозы быстро распадались.

В 1932г. аул Тунситли перешел из Кудиябросинского совета в Тадмагитлинский. В феврале 1932г. в ауле появилась первая форма организации совместного ведения хозяйства - общество "Дружба". В него вступила часть аульчан. Участники общества вместе работали, и полученный доход делили поровну. Государство оказывало им помощь одеждой и едой.

В феврале 1936г. тунситлинцы приняли решение создать колхоз имени С.М.Кирова. Шарапудин Тушаевич пишет, что в колхоз вступили все 57 хозяйств. Архивные данные же сообщают, что в колхоз вступили 49 семей в количестве 260 человек, из которых 99 трудоспособного возраста. 2 семьи отказались от участия в колхозе.

Председателем колхоза избрали Денгаева Магомеда, бухгалтером - Амачиева Тушава, зав фермой - Маазова Шарипа, бригадиром - Османова Османа, председателем ревкома - Муртазалиева Жаватхана. 

Колхоз имел: 493,1 га земли, пашни - 33 га, сенокосы - 140 га, пастбища - 275 га, мелкого рогатого скота - 542, крупного рогатого - 63 (ЦГА РД, ФР 127, ОП 21, Д 65).

Несмотря на все усилия колхозников, урожайность была очень низкая. С одного гектара в среднем собирали 4 центнера урожая. Годовой удой молока с одной коровы составлял лишь 150 литров. Поэтому колхозники за работу получали мало. На 1 трудовой день выдавали 100 гр. ячменя, 100 гр. гороха, 150 гр. картошки, 100 гр. сыра или творога и 25 гр. масла.

 

Из воспоминаний колхозника Муртазалиева Газихана: "В колхозе не было техники. Собирать, косить, молотить - словом, выполнять все работы приходилось вручную. Мужчины работали на кутанах, где располагались зимние пастбища и загоны. Каждый год строили новые хлева для скота, так как они за зиму засорялись. Чистить же мы физически не могли, не хватало сил. Нам на лето каждому давали 1-2 пуда просяной муки. Из нее мы готовили хлеб. Обувь чабаны шили сами из шкур. Они были очень неудобные, так как быстро промокали в снегу или в дождливые дни".

 

В 1932-1940гг. лицо аула сильно изменилось. Построили дороги, фермы, провели телефонную связь. Стали привозить фильмы, получать газеты и журналы. Люди из отдаленных имений стали переселяться в имение Кутоло.

 

Предания старины - люди, оставшиеся в пещере (из дневника Амачиева Ш.Т.)

 В пропасти, что находится перед имением Кутоло очень много пещер. Вход в одну из них закрыт оползнем. Но осталась небольшая дырочка, через которую можно попасть внутрь. Из пещеры постоянно дует ветер. Сельская молодежь не раз пыталась проникнуть в пещеру, но всякий раз ветер тушил их фонари и факелы.

Об этой пещере старики рассказывали так: "Это была большая пещера, куда можно было загнать около 1000 овец. Однажды 2 пастуха пасли рядом свою отару. С ними был еще маленький мальчик. Ночью, загнав овец в пещеру, пастухи стали готовить еду, но не нашли воды. И они послали мальчика за водой к колодцу, что располагался к югу от пещеры у устья речки. Мальчику было страшно, хотя путь ему освещала яркая луна. Он не нашел в колодце воды и вернулся к пастухам. Они подумали, что мальчик их обманул и послали за водой еще раз, пригрозив без воды не возвращаться.

На этот раз мальчику дорогу освещал какой-то удивительный свет. "Дай Аллах, чтобы остались в пещере навсегда", - сказал мальчик, обидевшись на пастухов. Как только он произнес эти слова, удивительный свет, освещавший ему дорогу исчез. К своему удивлению, мальчик нашел в колодце воду. Наполнив хурджины, он быстро пошел обратно.

Это была святая ночь - ляйлятул кадр, ночь могущества и исполнения желаний. В эту ночь Всевышний исполняет все желания того, кто увидит чудесный свет. Тот странный свет, освещавший дорогу мальчику и был святым светом. . Поэтому невольное желание мальчика тут же исполнилось - вход в пещеру закрыл огромный камень.

Тридцать суток доносилось из пещеры блеяние овец, разговоры и стоны людей. На тридцатый день пастухи крикнули из пещеры: "Отара овец закончилась. Все подохли, кроме двух серых баранов. Такие бараны выдерживают голод дольше других. Держите таких в хозяйстве. Больше из пещеры никаких звуков не слышали". 

 

Категория: Аул Тунситли | Добавил: Abdyrahman (21.01.2020) | Автор: Абдурахман Амачиев
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0