Антиколониальная борьба народов Дагестана в 20-50 гг. XIXв.

Лекция на тему  "Антиколониальная и антифеодальная борьба народов северо-восточного Кавказа в 20-50-х годах XIX в."

Причины восстания в Дагестане

В начале XIX в. русская политика на Кавказе принимает активный завоевательный характер. В сентябре 1801 года к России были окончательно присоединены Восточная Грузия, и ее позиции на Кавказе еще более укрепились.21 июля 1806 года русские войска заняли Дербент, и Дербентское ханство было присоединено к России. В 1811 году в Дагестан была направлена военная экспедиция, возглавляемая генералом Хотунцевым, после чего в состав России были приняты союзы сельских общин Южного Дагестана. Отряды Хотунцева вошли в Кюру, и здесь было образовано Кюринское ханство. В июле 1812 года в состав России вошло Акушинское общество. В тоже время продолжалась русско-иранская война, которая завершилась подписанием 12 октября 1813 года Гюлистанского мирного договора. По его условиям Иран "навечно" отказывался от притязаний на Дагестан, Грузию и феодальные ханства Закавказья. Территории, находившиеся на данный момент под властью России, признавались ее владениями. Гюлистанский договор имел колониальный характер, так как фактически обозначил раздел территорий между Ираном и Россией. После этих событий отношения с Дагестаном начали рассматриваться как часть внутренней политики России.

Царское правительство через колониальную администрацию начало проводить курс, направленный на подчинение местных народов. Усиливалось налоговое бремя. Уже с включением кюринцев в состав России, они обязывались ежегодно предоставлять 3 тыс. четвертей пшеницы и 3 тыс. руб. золотом. Для небогатых кюринцев очень обременительным являлся денежный налог и сам правитель Кюры, Аслан-хан обращался с просьбой заменить его податью зерном. Акушинцы обязывались поставлять 2 тыс. овец и 2 тыс. руб. Особенно тяжелым стало положение после назначения на Кавказ генерала Ермолова в 1816 году.

Ермолов, известный в России как герой Отечественной войны 1812 года и человек сочувствующий декабристам, в Дагестане прославился особой жестокостью. Он считал, что "Кавказ - это большая крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. … Штурм ее будет стоить дорого, так проведем же осаду". Ермоловым была начата система строительства по всему Кавказу укреплений, взаимосвязанных между собой. Вводились разнообразные повинности - строительная, дорожная, квартирная, налагаемые на местное население. Его антинародная политика, неуважение местных обычаев привело к вооруженным восстаниям, происходившим в Дагестане в 1817-1821 г. г. Во главе их находились феодальные правители, недовольные ущемлением своей власти.

Восстания эти были подавлены, но народное недовольство не угасло. Оно выражалось в различных формах. Одной из таких форм являлось распространение мюридизма - исламского учения, которое берет начало в философской системе суфизма. Первоначально чисто религиозно-этическое учение, на Кавказе приобретает особую политическую направленность. Наиболее известными проповедниками являлись известные и за пределами Дагестана шейхи - Джамалутдин Казикумухский, Магомед Ярагский. В проповедях Ярагского впервые прозвучал открытый призыв к священной войне с угнетателями. Его призывы, направленные на освобождение от гнета, проповедь равенства всех мусульман падали на благодатную почву, измученного налоговым бременем населения Дагестана. Число учеников Ярагского увеличивалось. Царская администрация предприняла попытку остановить деятельность проповедника. Но ему удалось бежать из - под ареста, когда его везли в Тифлис. Магомед Ярагский нашел убежище в горном Дагестане, где социальные противоречия достигли наибольшей остроты. Здесь и началось вооруженное восстание, которое превратилось в одно из главных народных движений Кавказской войны.

Вопрос о причинах освободительной борьбы является очень сложным, так как в разные исторические периоды предлагались различные обоснования начавшихся в конце 20-х гг XIX в. восстаний. Военные историки XIX в. считали основной причиной освободительного движения в Дагестане противостояние двух религий - ислама и христианства. Зарубежная историография рассматривала это движение как борьбу за независимость. В частности, такой версии придерживался французский исследователь Пьер Закон. Также в исторической литературе выдвигались такие причины, как перенаселенность гор и нехватка жизненного пространства.

Среди причин упоминалась склонность к грабежам и природный экстремизм, якобы присущий горцам, бедность местного населения и др. Но сейчас не вызывает сомнений, что основной причиной восстания в Дагестане являлось усиление колониального и феодального гнета, о чем говорилось и на последней научной конференции, посвященной данному движению, которая проходила в 1989 году в Махачкале.

Восстание под руководством Гази-Магомеда, Гамзат-бека, Шамиля

На первом этапе восстание возглавил Гази - Магомед который был избран имамом в 1830 году. Гази-Магомед родился в 1793 году в селении Унцукуль. Затем он жил в Гимрах. Его другом детства был его будущий соратник Шамиль. Гази-Магомед обучался у выдающихся дагестанских ученых и вскоре сам получил известность. В феврале 1830 года Гази-Магомед, собрав 8-тыс. войско направился на резиденцию аварских ханов - аул Хунзах. В 1828 году хунзахские ханы приняли русское подданство и представляли собой реальную оппозицию восставшим. Хунзахцам удалось отстоять свой аул. Затем военные действия были перенесены на плоскость. В урочище Чумескент было построено укрепление. Сюда стекались сторонники Гази - Магомеда. Войскам восставших сопутствовал успех. Они заняли селение Параул.25 мая 1831 года Гази - Магомед осадил крепость Бурную. Прибытие русского подкрепления вынудило его отступить. Похожие события повторились при осаде крепости Внезапной, которая также располагалась на р. Сулак. В августе 1831 года Гази - Магомед пошел на Дербент, а в ноябре 1831 года, пройдя Кавказскую линию, он осадил Кизляр. Восстание разрасталось. Войска Гази - Магомеда направились на Владикавказ. В Дагестан была направлена карательная экспедиция, возглавляемая генералом Розеном.10 октября 1832 года войска Розена подошли к Гимрам. Начался бой. Восставшие оказывали ожесточенное сопротивление, но силы были неравны. Защищая свой аул, погиб имам Гази - Магомед. Здесь же был тяжело ранен его сподвижник Шамиль.

Казалось, что восстание прекратится, так как в горах воцарилось временное затишье. Но вскоре борьба разгорелась с новой силой и обрела нового лидера. Им стал соратник Гази - Магомеда, уроженец села Гоцатль Гамзат-бек. Родился он в 1789 году. По происхождению был чанка. Обучался он также у известных ученых. В период освободительной борьбы под руководством Гази - Магомеда, Гамзат-бек проявил большую активность. После смерти первого имама, Гамзат-бек вступил на его место. В начале 1834 года армия Гамзат-бека насчитывала более 20 тыс. человек. Число сторонников Гамзат-бека все более увеличивалось. В горном Дагестане только хунзахские ханы не признавали его власти. В августе 1834 года 12 тыс. войско Гамзат-бека направилось на Хунзах. Резиденция хунзахских ханов была взята без боя. Здесь была уничтожена почти вся ханская семья. Это означало, что восстание вступило в новую фазу - антифеодальной борьбы. По всему горному Дагестану уничтожались представители феодальных родов. В селении Ругуджа было истреблено около 50 феодалов из рода Султаналиевых. Расправа над феодалами увеличивала власть Гамзат-бека. В то же время против него объединились силы, недовольные ростом его влияния. В результате был организован заговор, во главе которого находились молочные братья убитых хунзахских ханов Осман и Хаджи - Мурад. Гамзат-бек избрал своей резиденцией Хунзах. Именно здесь и произошли роковые события.15 мая 1834 года Гамзат-бек был убит на пороге хунзахской мечети. Один из участников заговора, будущий наиб Шамиля - хаджи - Мурад так описывал эти события: "Брат мой, Осман, нанесший удар кинжалом Гамзату, был убит его нукерами". Имамство Гамзат-бека продлилось недолго, но под его руководством оно еще более расширилось и обрело антифеодальный характер. Смерть Гамзат-бека не означала окончание войны.

В сентябре 1834 года новым имамом был избран друг Гази - Магомеда и соратник Гамзат-бека - Шамиль. Как и первый имам, Шамиль был уроженцем села Гимры. Датой его рождения считается 1798 г. Отцом его являлся уздень Денгау-Магомед, матерью - дочь зажиточного узденя Баху-Меседу. Мальчик при рождении был наречен Али, но в силу постоянной болезненности по существующему в горах поверью ему изменили имя, назвав Шамилем. Будущий имам и в юности отличался силой, волевыми качествами, лидерскими способностями, что и обусловило его дальнейшую судьбу. Также он проявил большое рвение в учебе, обучаясь у известных дагестанских ученых.

Первый период восстания под его руководством 1835 - 1839 гг. ознаменовался тем, что военные действия осуществлялись преимущественно на территории горного Дагестана. Весной 1837 года войска Шамиля наносят поражение русским войскам у селений Ашильта и Телетль. Масштабы восстания расширяются и охватывают общества Гумбет, Анди, Салатау, лезгинские общества Самурской долины и др. В 1839 году наступлении против Шамиля велось с двух сторон. Самурская экспедиция, возглавляемая генералом Головиным, подавила восстание в лезгинских обществах Самурской долины и в Кубинском уезде. Чеченская экспедиция, возглавляемая генералом Граббе, прошла через Северный Дагестан и направилась на резиденцию Шамиля - неприступную крепость Новое Ахульго, где сосредоточивалось его войско. 11 июня 1839 года началась осада Ахульго, так как штурмовать крепость генерал Грабе не решился. Ввиду численного преимущества русских войск Шамиль пошел на переговоры, предоставив своего 8 - летнего сына Джамалэтдина в аманаты (заложники). Последующая судьба сына Шамиля была сложной. Джамалэтдин воспитывался в России. В 1855 г. Шамиль вернул сына домой. Выросший вдали от отца и Родины, Джамалэтдин не нашел в горах счастья. 28 июня 1859 г. он умер от чахотки. Военные действия были вскоре возобновлены. Штурм Ахульго закончился 22 августа. Осада продлилась три месяца. Восставшие понесли большие потери. Среди убитых были жена и маленький сын Шамиля. Сам Шамиль вынужден был уйти в Чечню. Тем временем, царское командование считало восстание законченным. Установилось временное затишье, которое ознаменовалось усилением налогового бремени.

В начале 40-х гг. XIX в. восстание ознаменовалось новыми успехами. К нему примкнула Чечня. В 1842 г. восставшие отбили 12 крепостей. Были предприняты успешные экспедиции в Казикумух, Акуша, Ахты, Табасаран. В 1843 году русские войска вынуждены были покинуть Нагорный Дагестан. В конце 1844 года новым командующим русскими войсками был назначен граф Воронцов. В Петербурге был выработан план действий на Кавказе, который должен был покончить с восстанием одним ударом. На Кавказ была переброшена 40 - тыс. армия. Войска Воронцова направлялись против тогдашней резиденции Шамиля - аула Дарго в Чечне, вследствие чего эта экспедиция и получила название Даргинской. К началу похода на Дагестан армия Воронцова насчитывала 21 батальон пехоты, 4 саперные роты, 3 стрелковые роты, 16 сотен казаков и милиции, 2 грузинские пешие дружины по 500 человек каждая и 46 орудий. По мере продвижения войско командующего несло значительные потери. Но конечная цель похода вроде бы была достигнута. В 1845 году Дарго был занят. Но Шамиль, применяя тактику горной войны, изматывал войско Воронцова и в конечном итоге его измученные и значительно поредевшие отряды вынуждены были прекратить продвижение. Планам правительства относительно окончания войны одним масштабным походом был нанесен сокрушительный удар. В период этих событий наилучшим образом проявился талант Шамиля - стратега и полководца. Неудача этой экспедиции заставила царское командование в корне изменить тактику ведения войны. Вместо одиночных крупномасштабных экспедиций было решено действовать медленно, но твердо укрепляя за собой покоренные земли. Тем временем Шамиль предпринимал дальнейшие действия для распространения восстания по всему Кавказу. В 1846 году он совершает рейд в Кабарду, но поднять эту область на борьбу ему не удалось. В этом же году он направляется на Акуша. В 1847 году отряды Воронцова пытаются осаждать аул Гергебиль, но терпят неудачу. Военное командование начинает реализовывать новую тактику, расчищая дороги и продвигая систему крепостей вглубь Дагестана. Непокорные аулы уничтожаются. В 1847 году наиб Шамиля Кибит-Магома терпит поражение у Салтинского моста. Неудачно заканчивается и поход на Табасаран другого наиба - Хаджи-Мурада. В 1851 году отряды Шамиля терпят ряд военных неудач. В 1852 году русские войска успешно действуют в Чечне. После окончания Крымской войны и подписания Парижского соглашения царское правительство получает возможность перебросить на Кавказ дополнительные войска. В 1856 году русская армия на Кавказе насчитывает 226 тыс. солдат и офицеров. В их распоряжении имелось около 226 орудий. В 1857 - 1858 г. г. русские войска проводят ряд успешных операций в Дагестане и Чечне. В январе 1858 г. войско, возглавляемое генералом Евдокимовым, занимает Аргунское ущелье, после чего от восстания отходит Большая и Малая Чечня. С Шамилем остается Ичкерия вместе с аулом Ведено. Поскольку Ведено все еще остается столицей имамата сюда направляются значительные войска. В феврале 1859 года начинается осада Ведено. Но она была прервана из-за погодных условий.17 марта осада возобновилась, а 1 апреля аул был взят. Шамиль отступил в Дагестан. Он искал себе сторонников, но число их все более сокращалось. Тем не менее, Шамиль не сложил оружия. Летом царское командование предпринимает генеральное наступление, целью которого является окончание военных действий в Дагестане. Русская армия наступает с трех сторон. Чеченский отряд, возглавляемый генералом Евдокимовым, наступает со стороны Ведено. Дагестанский отряд под командованием барона Врангеля идет из Салатавии. Лезгинский отряд князя Меликова направляется из Кахетии. Общее руководство возложено на князя А. Барятинского. Последним убежищем Шамиля становится аул Гуниб. Здесь вместе с ним находится около 400 сторонников с семьями.10 августа подступы к Гунибу были окружены 40 тыс. отрядом.20 августа Барятинский начал переговоры о мире, которые не увенчались успехом.23 августа начался штурм Гуниба.25 августа 1859 года Гуниб был взят, а Шамиль пленен. Крупнейшее на Кавказе восстание прекратилось. Причинами его поражения являлись неравенство сил, экономическое и моральное истощение Дагестана. Определенную роль сыграл и факт обособления верхушки восставших и отделение их от общей народной массы. Постепенно наибы Шамиля накапливали богатства и мало чем отличались от феодалов, против которых и боролись. Происходило это все на фоне общего обнищания народных масс. После сообщения о взятии Гуниба, император Александр II написал в своем рескрипте от11 сентября 1859 года: "Слава тебе, Господи! Честь и слава тебе и всем нашим кавказским молодцам". Война на Кавказе истощала ресурсы, как России, так и Дагестана, После пленения Шамиль был направлен на местожительство в Калугу и стал "почетным пленником" России. Уже проживая в Калуге, Шамиль неоднократно обращался с просьбой к государю разрешить ему выезд на святые места, в Мекку. Но отпущен туда он был спустя 10 лет в канун1870 года. Учитывая возраст и старые ранения Шамиля, поездка не была для него легкой. Здоровье его было подорвано и в ночь с 3 на 4 февраля 1871 г. Шамиль умер в Медине. Он был похоронен на кладбище Джаннат аль Бакия.

Государство Имамат

Одним из главных достижений восстания являлось создание государства имамат. Некоторые исследователи полагают, что государство это создавалось поэтапно. Начальный период связан с имамством Гази-Магомеда и Гамзат-бека, когда как таковой организационной структуры еще не было. С началом имамства Шамиля государство обретает определенную системность. С 1840 года можно говорить, о том, что государство функционирует и развивается.

Территория имамата объединила земли горного Дагестана, включая области упраздненного Аварского ханства, сельские общества и Чечню. Границы государства были подвижны и на какое-то время включали в себя некоторые области Ингушетии, отдельные села в Грузии. Численность населения не превышала 400000 тыс. чел. Территория в период расцвета составляла около 900 верст в окружности. По этническому составу население являлось многонациональным и включало в себя до 50 этносов. При полиэтничном составе населения в имамате господствовали принципы национальной и веротерпимости. В административном порядке государство делилось на мазунства, которые являлись самой мелкой административной единицей. Несколько мазунств составляли наибства. Всего насчитывалось 50 наибств, но поскольку границы были подвижны, наиболее постоянными являлись 30 наибств. Несколько наибств объединялись в мудирства или округа. Соответственно, начальниками этих административных участков являлись мазуны, наибы, мудиры. Наибами назначались выдающиеся воины, соратники Шамиля, отличившиеся в боях. Наибы обладали весьма широкими полномочиями. Они сами назначали на своих территориях подчиненных им должностных лиц, обладали правом наказания виновных, за исключением смертной казни. Для того, что бы наибы не превышали своих полномочий, была создана специальная должность осведомителей - мухтасибов. Также права наибов ограничивались законами, принятыми в государстве, называемыми низамами. Низамы составлялись на основе положений шариата и дополнялись Шамилем. Им было подготовлено специальное положение о наибах, которое состояло из 14 параграфов. Они регламентировали действия наибов, запрещая им грабить села (гл.11), требовали удерживаться от взяточничества (8) и др. Система управления государством выглядела следующим образом. Во главе его находился имам, обладавший полной властью в вопросах духовных и военных. Он также являлся высшей судебной инстанцией. Для решения вопросов управления Шамиль учредил в 1841 году государственный совет (диван-хана), являвшийся коллегиальным органом власти. В состав совета входили наиболее уважаемые и выдающиеся люди. Среди них были известнейшие ученые Магомед Ярагский и Джамалутдин Казикумухский, ближайшие соратники Шамиля Кибит-Магома, Раджаб-магома и др. По сведениям современников совет заседал все дни, кроме пятницы. Причем, понедельник, вторник, среда и четверг работа проводилась по общим вопросам управления, а суббота и воскресенье посвящались отдельным вопросам, приему посетителей и разбору жалоб и претензий. Одной из функций совета являлся и верховный суд. Также в государстве существовал и тайный совет для решения особо важных вопросов. Большое значение имел съезд, на который приглашались выдающиеся ученые, политические деятели, представители со всех областей, входивших в состав государства. На съезд выносились такие вопросы, которые требовали общего решения, как - то продолжение военных действий, переизбрание имама. За период с 1841 по 1859 г. г состоялось 6 съездов. Если говорить о форме правления, то имамат несомненно ближе всего стоит к конституционной монархии.

Большого внимания заслуживают низамы Шамиля. Известно, что существовало 13 низамов, которые регулировали все основные вопросы существования государства. Низамы Шамиля затрагивали экономические сферы - торговлю, землепользование, семейные отношения, социально-политические вопросы, проблемы наследования имущества. Создание низамов показывают выдающуюся сущность Шамиля как государственного деятеля, который создавал свой свод законов, приспосабливая его к местным особенностям и условиям ведения войны. Низамы ограничивали действие принятого в горах закона кровной мести. Было запрещено распространять этот закон на родственников, а позднее был введен запрет на разрушение недвижимого имущества виновника. Также предлагалось заменить убийство денежной компенсацией по договору сторон. Если убийства совершались, то были предприняты меры для поимки преступников. Была введена своеобразная паспортная система, которая запрещала выезд за пределы своего наибства без удостоверяющего личность документа. Также сведения об убийце разносились по всем наибствам. Эти мероприятия имели успех, и даже представители русского командования вынуждены были признать, что в имамате число убийств, воровства сократились. Благодаря этому низаму многие невинные человеческие жизни были спасены.

В государстве имамат проводилась и социальная политика. Основу ее составляли принятые в исламе положения о социальном равенстве мусульман. В соответствии с этим, основная борьба внутри государства велась против феодальной знати. В имамате все население имело социально равные права, были отменены все феодальные привилегии. Зависимые крестьяне получили свободу. Современники писали, что в горах установилось "совершенное равенство". Это положение не казалось имущественного состояния. Но теперь не происхождение и принадлежность к высшим сословиям могли возвысить человека, а его личные качества. Шамиль вел борьбу и с таким архаичным социальным институтом, как рабство. В соответствии с исламским тезисом, о том, мусульманин не может быть ничьим рабом, от рабства были освобождены селения, принадлежавшие бывшим ханам и бекам Аварии. Освобождение раба считалось делом богоугодным. Также Шамиль пропагандировал гуманное отношение к этой категории населения. Разбор статей расходования государственной казны в имамате также свидетельствует о проводимой здесь социальной политике. Специальные положения предусматривали расходы на сирот, инвалидов войны, лиц, бежавших от царской власти к Шамилю. В отношении перебежчиков из русской армии проводилась благоприятствующая им политика, направленная на обустройство их быта, уважение религиозных верований. В столицах имамата Дарго, Ведено были выстроены церкви для отправления христианских обрядов. Государственная казна, называемая байт-аль-маль пополнялась за счет следующих источников:  закат - налог с движимого имущества, узаконенный шариатом; харадж - поземельный налог с горных пастбищ и селений, освобожденных от зависимости аварских ханов; хамус - пятая часть захваченной в походах добычи; различные денежные и натуральные штрафы, пени и др.; имущество, казненных за измену, беглых и т.д.

Размеры податей были гораздо меньше, чем в феодальных владениях. Причем, те категории населения, которые не были в состоянии платить налоги, освобождались от них. Расходовалась общественная казна следующим образом. Большая часть шла на военные нужды - вооружение и содержание войск. Предусматривались статьи на содержание ученых - арабистов, а так же тех категорий населения, о которых говорилось выше. Все финансовые операции производились через казначея и при бдительном наблюдении Шамиля, который обязан был отчитываться перед Государственным советом о доходах и расходах казны. Основную массу денежных единиц поступавших в имамат составляли русские полуимпериалы и голландские червонцы. Очень часто они использовались как украшения женской одежды. Основное хождение имели серебряные русские деньги. Медные деньги также не пользовались популярностью и шли в основном на переплавку. Бумажные деньги вообще не представляли ценности для горцев и либо уничтожались, либо обменивались в русских крепостях. Шамиль хотел наладить чеканку собственной монеты, но из опасений, что это приведет к развращению нравов, отказался от этой мысли. Поскольку, государство создавалось в условиях военного времени, Шамиль пытался оградить горцев от всего, что могло отвлечь их от военных действий. Именно поэтому в имамате были запрещены танцы и музыка, под строгим запретом находилось курение табака и распитие алкоголя. В государстве были установлены достаточно суровые правила, которые неукоснительно выполнялись.

В имамате судебные функции были возложены на специальных лиц. Гражданское судопроизводство на местах вверялось дибирам, муллам, кадиям, муфтиям. Уголовные наказания устанавливались низамами. Самым тяжелым преступлением являлась измена, которая наказывалась смертной казнью. Основной формой наказания являлись штрафы, палочные удары, высылка, позорящие наказания. Штрафы являлись самым распространенным видом наказания и сопровождались заключением в тюрьму на срок до трех месяцев. Штрафами наказывались такие преступления, как воровство, уклонение от воинской повинности, умышленное прикосновение к женщине и т.д. Большой интерес представляют правила, направленные на определенную защиту прав женщины. При разводах женщине полагалось сохранить не только калым, выплаченный за нее, но и родительское приданое. В случае если дети оставались с матерью, отец обязывался выплачивать им содержание до совершеннолетия. Также были снижены размеры выкупа за невесту. Зачастую, большой размер калыма, запрашиваемый за девушку, не позволял молодым жениться. Шамиль назначил размеры выкупа от 20 руб. за девушку и 10 руб. за вдову и разведенную. Также сторонам было предоставлено право договариваться о размерах выкупа и уменьшать их по взаимному соглашению. Существовавшее в условиях военного времени государство, ставило одной из своих целей создание боеспособной армии. Армия Шамиля включала в себя несколько родов войск - пехота, конница, артиллерия. Основу войска составляла конница. Воины, находившиеся на постоянной службе, назывались муртазакеты или муртазеки. Всадники набирались от каждых 10 дворов один и содержание его возлагалось на 9 дворов. Войско подразделялось на десятки, сотни, пятисотни, тысячи. Во главе тысячи стоял наиб. Помимо регулярного войска созывалось и ополчение. Призывной возраст варьировался от 15 до 50 лет. Численность армии не была постоянной и находилась в зависимости от территорий, входивших в состав государства. В период расцвета, в 40-х годах XIX в. число ее составило 20 тыс. чел. От воинской повинности освобождались жители отдельных аулов, например, производивших соль, селитру для нужд государства. Также освобождались и владельцы мельниц, которые выплачивали ежемесячно по мерке муки. Проявившие храбрость в бою награждались орденами, медалями, значками, специально созданными для этой цели. Трусость в бою наказывалась. На спину или рукав воинам, покинувшим поле боя, нашивался кусок войлока, который снимался при первом же проявлении храбрости. Войско Шамиля являлось по сути интернациональным. Помимо представителей кавказских народов, в них принимали участие граждане иностранных государств, в частности, польские повстанцы. Один из них, Калиновский, почти год провел в армии Шамиля и утверждал, что в 40-х гг. имам располагал иностранным полком, в составе которого были польские перебежчики. Также имелись и венгерские легионеры. В имамате было налажено производство собственного вооружения, в частности, пороха, пушек. Всего было отлито от 40 до 50 пушек, но годными признаны были 12-14. Основная масса орудий была трофейной. Порох производился в таких аулах, как Ведено, Дарго, Унцукуль, Гуниб. Литьем орудий и производством пороха руководил уроженец села Унцукуль Джабраил Хаджи. Центром производства пушек и ядер являлся аул Ведено. Оружейники пользовались большими привилегиями в государстве. Также весьма благоприятным было отношение к купцам. Многим купцам предоставлялись охранные грамоты имама. Также их освобождали от воинской службы. Государство имамат было вполне жизнеспособным и осуществляло все государственные функции. С 1851 года начинается период упадка государства, что связано с тем, что и само восстание идет на убыль. Внутренние ресурсы его истощаются. С переменой тактики русских войск сокращается и его территория. В поисках новых союзников Шамиль обращается к Турции, которая всегда проявляла интерес к Дагестану.

В целом, существование государства имамат является ярким примером высокой политической организованности горских народов и их готовности жить в рамках единых и достаточно суровых законов.

Категория: Лекции по истории Дагестана | Добавил: Abdyrahman (01.08.2015)
Просмотров: 9009 | Теги: имам Газимагомед, антиколониальная борьба, ИМАМ ШАМИЛЬ, имам Гамзатбек | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: