23:34
Предание о Тахо или грузинский след в истории ахвахцев

Если бы древние ахвахцы могли писать, то летописец нам помог бы ответить на этот вопрос: откуда и как произошли ахвахцы? Но, к большому сожалению, письменных источников древней истории ахвахцев, да и остальных дагестанских народностей не имеется. И здесь открывается большой простор для предположений, догадок, сравнений. На помощь приходят предания старины. Местные предания связывают освоение ахвахских территорий с грузинами. В них обычно повествуется о борьбе ахвахцев с грузинами, об изгнании последних и образовании на захваченной территории ахвахских селений и хуторов. Подобные предания записаны в селениях Изано, Кудияб-Росо, Тад-Магитль, Цвакилколо, Ратлуб, Цекоб.

Если верить этим преданиям, праотцом ахвахцев является Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. Говорят, что у него не было никакой религии, и он был самым заблудшим грузином. Подтверждением этого служит название главной ахвахской горы Тахо и имена его потомков: Туручи, Тураали, Тледахан, Бетлан, Бакур, Чамот, Хабир, Гожо. Именами этих людей названы также некоторые местности.

Во времена Тахо (или Туручилава), его сына Тураали или Тледахана у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали в пещерах. У братьев было по 2 сына: у Тураали - Ашва и Аша, а у Тледахана - Изано и Зано. Сын Тураали Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву на солнечной стороне напротив высокой скалы Чета. Временем основания села можно приблизительно считать первый век нашей эры. Село было названо по имени его основателя Ашва. Название современных ахвахцев «Ашвадо» произошло именно от этого имени. И по сей день ахвахцы называют «Инкlа-гьани», на аварском же языке его перевод звучит Кудиябросо. Надо отметить, что со временем это село претерпело очень много изменений, из-за нашествий Мервана, затем войн казикумухских и хунзахских владетелей. Из-за кровавого нашествия войск Тимура, природных катастроф, землетрясений, оползней и других факторов оно изменилось до неузнаваемости. Село было перестроено к востоку, так как это место было удобнее для обороны.

Второй сын Тураали Аша обосновался по левому берегу Аварского Койсу, у восточных подножий горы Тахо. Аша тоже собрал народ из прежних укрытий-пещер и хуторов в единое село, которое тоже было названо по имени основателя. Современное село Ассаб ахвахцы называют Ашадо. Село Ассаб таким образом было основано в тоже время что и Кудияб-Росо. Ассабцы в древности были частью ахвахского общества. И по сей день ахвахцы считают их своими родственниками. Оказавшись в окружении авароязычных сел, ассабцам тоже пришлось перенять их язык. Но, несмотря на это они имеют одинаковое с ахвахцами обычаи, форму одежды и хозяйственные навыки.

В том же первом веке новой эры возникли села, названные именами внуков Тахо, то есть Зано и Изано. Они были основаны сыновьями Тледахана. Один из них Изано выбрал для села место на восточной стороне и собрал туда людей из окрестных пещер и хуторов. Но село не осталось на изначальном месте. Вначале оно было передвинуто к самой скале, а затем вниз к речке. На это повлияло то, что в начальном месте село не смогло выдержать несколько крупных военных столкновений. И по сегодняшний день можно видеть остатки фундаментов на том месте, где изначально село было основано. Но, несмотря на эти изменения, село, осталось на земле, которой владел Изано. Другой брат Зано построил село на Западе ахвахского ущелья с правой стороны горы Тахо. Вполне вероятно, что селений, жители которых говорили на ахвахском языке, в прошлом было больше, чем сохранилось в ХIХ в.

Категория: История ахвахцев | Просмотров: 770 | Добавил: Abdyrahman | Теги: ахвахские села, происхождение ахвахцев, история ахвахских сел, ашвадо | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: